Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Бидермайер. Стиль с человеческим лицом
17:23
Бидермайер. Стиль с человеческим лицом

Бидермайер. Стиль с человеческим лицомПостмодернистская традиция цитирования истории искусства в современном интерьере и микширование антикварных форм и современных технологий дарят интерьеру XXI века безграничные возможности развития и неизменно гарантируют яркость и оригинальность. Диван в стиле бидермайер с прорехой в кожаной обивке, «небрежно» стянутой грубой ниткой, в выхолощенном хай-тековском интерьере вряд ли кто-то воспримет как случайную вещь. Наш просвещенный современник, наученный уорхоловской бутылкой кока-колы и пакетом от кетчупа, обречен на поиски глубокого смысла и восхищение нетривиальностью задумки. Отказ от реставрации, сохранение шрамов времени на «теле» предметов мебели и помещение их в среду, где они станут не пятном, больше - бельмом, уже превратилось в модный тренд. Подобный петербургский интерьер «пера» Екатерины Дружининой был опубликован в январском номере «ГО», где немногочисленные образцы нереставрированной антикварной мебели благополучно вписались в пространство современного жилища. Стиль данных старинных «пятен» – а это вещи в стиле бидермайер – вряд ли был выбран автором намеренно.

Мебель в этом стиле, вывезенная после Второй мировой войны в несметном количестве из Германии в Советский Союз в качестве негласной контрибуции, преобладает на петербургском антикварном рынке. Но в данном предпочтении автора мы все же позволим себе увидеть скрытую иронию и дань времени. Появление дорогих современных коллекций классической мебели в стиле бидермайер, по цене не уступающей мебели в стиле ампир и барокко и нередко именуемой мебельными салонами «элитной», по сути своей несколько комично. Стиль бидермайер – стиль среднего класса, стиль простых немецких бюргеров – возник в 1815 году в противовес парадному дорогому ампиру – стилю Наполеона и верхушки дворянства. Недорогие материалы – полосатый репс и цветастый ситец вместо шикарной шелковой обивки, и древесина – береза и клен вместо красного и черного дерева – были характерны для мебели того периода и никак не претендовали на роскошь и высокий вкус. Так что элитарность уж точно не была признаком этой мебели. НачалоХудожественный стиль бидермаейр («бравый господин Майер» – нем.) возник в 1815 году и просуществовал до года 1848, в большей степени в Австрии и в Германии, но распространяя свое влияние на всю Европу.

Название он получил гораздо позже, по имени Готлиба Бидермайера, благодушного обывателя, старшего немецкого брата и единомышленника нашего Козьмы Пруткого. Бидермайер, так же как и Прутков, – персонаж выдуманный – мнимый автор произведений ироничного характера немецкого поэта Айхродта. Главный герой этих произведений – провинциальный школьный учитель – отличался мещанскими вкусами и интересами, при этом был вполне счастлив, довольствуясь простыми земными радостями. Для стиля бидермайер действительно характерна поэтизация домашнего уюта, мира вещей, выражающих мировоззрение среднего класса, обывателя и мещанина. Придя на смену пафосного и «нежилого» ампира, бидермайер принялся воспевать уют, простые человеческие ценности, удобство и семейное счастье. ЖивописьКак и во всех остальных областях, в живописи бидермайер не совершил переворота и не создал шедевров. Живописцы того времени запечатлевали благопристойного буржуа в окружение милой его сердцу домашней обстановки. Художники с особой тщательностью выписывали предметы обстановки, незначительные бытовые подробности и детали в сценах из жизни и портретах в интерьере.

Дамы и господа, довольные собой, жизнью и миром, – герои того времени. Но все же «цветущий бидермайер» был наиболее успешен и заметен в прикладном искусстве, в сферах, близких к жизни, – так сказать, функционально оправданных. ИнтерьерБидермайер нередко подвергался осмеянию и снобистскому презрению как стиль мелкий, упрощенный, лишенный аристократизма и полета. Но его камерность отнюдь не безлика. Например, образцы ярких расцветок тканей, некогда, может быть, и воспринимаемые как демонстрация дурного вкуса, нашему современнику представляются скорее как прообраз дизайнерских разработок века XX. В эпоху бидермайера интерьер снова превратился в жилой, ушли холодность и подобие внутреннего пространства архитектурному ансамблю, присущие ампиру.

Интерьер того времени лишен четких симметричных форм и пропорций. Все внимание направлено на комфорт и уют. Любимый мотив – натуралистически трактованные цветы, они везде – на обоях, коврах, тканях. Окна оформлялись легкими муслиновыми занавесками и тяжелыми портьерами с бахромой кисточками по краям. Конечно, бидермайер – наследник ампира, иногда его даже называют упрощенным ампиром: он так же черпает средства художественной выразительности в античности, но упраздняет присущие стилю первой империи колонны и пилястры, отдавая предпочтение округлым формам, мягким изгибам спинок диванов, кресел и стульев. Эклектизм присущ бидермайеру, из различных эпох этот стиль отбирает черты, близкие по духу его заказчику – бюргеру. Приблизительно с 1830 года бидермайер развивается параллельно с историзмом и наблюдается увлечение восточной обстановкой.

В буржуазных домах появляются курительные и турецкие комнаты, китайские и японские предметы обстановки.

Категория: Строительство и ремонт | Просмотров: 314 | Добавил: Gothica | Рейтинг: 0.0/0

Похожие записи:
» Облицовка клинкерной плиткой лестницы
» Записки дизайнера: когда подвешенному можно верить
» Глаза родного дома
» Морской воздух от розетки
» Покрытия для пола: что стелить в квартире
» Виды шпатлевок
» Винтаж: как не перестараться в поисках утраченного времени
» Индийские мотивы
» Морская тематика квартиры
» Новый год под пальмой
Форма входа

Категории раздела
Строительство и ремонт
Секреты строительства
Архитектурное проектирование
Дизайн и интерьер
Строительные материалы
Технологии ремонта
Поиск
Реклама
 
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика