Российский рынок материалов для облицовки фасадов активно развивается. За последний год рост продаж в разных его сегментах составил от 30 до 50 %. Несмотря на то что игроки регулярно представляют всевозможные новинки, на структуру рынка это не оказывает большого влияния. Все фасадные покрытия можно разделить на несколько больших групп, каждая из которых стабильно занимает свою нишу. Традиционно большим спросом в нашей стране пользуются плиточные материалы. Главное достоинство плитки заключается в том, что она не боится перепадов влажности и температуры и потому может использоваться при наружной отделке, а современное многообразие ее видов позволяет воплотить в жизнь любые дизайнерские решения. Прощание с камнемНаиболее статусной в России считается плитка из природного камня, преимущественно мрамора и гранита. Область ее применения фактически ограничена рынком коммерческой недвижимости и элитного жилья. Объемы потребления "натуральной" плитки напрямую зависят от развития этого рынка. Значительная часть камня сегодня импортируется из Европы, причем 47 % импорта потребляет Москва и Московская область. По данным статистики, общий метраж элитной недвижимости, введенный в столице в прошлом году, сократился на 62 % по сравнению с 2005 годом. На рынке плитки из природного камня также произошло снижение. По словам экспертов, в последнее время импортный камень начал замещаться отечественным, однако большого значения этому процессу пока не придается. Анатолий Чернявский, директор ООО "Риа-комплект", говорит о том, что в Челябинске появляются фирмы, специализирующиеся на камне: "Такие предложения есть, но их немного: природные материалы не пользуются большим спросом". В числе главных причин неразвитости рынка г-н Чернявский отмечает не столько высокие цены, сколько трудоемкость работ по монтажу мраморных и гранитных плит и их повышенную хрупкость. Эпоха керамогранитаЕсли в советские времена облицовка фасада натуральным камнем была практически единственным способом придать зданию респектабельный вид, то теперь для этого появились и другие возможности. Одним из главных конкурентов природного материала является керамический гранит. Многие продавцы плитки считают противопоставление "натуральный - искусственный" в этом случае неуместным: они утверждают, что технология изготовления керамогранита повторяет процесс, происходящий в природе, а потому этот материал также можно отнести к естественным. "Это тот же самый камень, только сделанный на заводе, - утверждает Игорь Немчинов, менеджер компании "Галерея керамики "Гранитогрес", - и если в природе процесс его образования непредсказуем, то здесь все под контролем. Как следствие, материал получается более качественным: водопоглощение керамогранита в 10 раз меньше, чем у натурального, и он во столько же раз прочнее".За год продажи керамогранита растут по разным оценкам на 20-30 %, и этот рост, как считают исследователи рынка, будет продолжаться и в дальнейшем. Поставщики утверждают, что срок службы материала может достигать 100 лет, однако точные цифры назвать не может никто - самые первые покрытия из керамогранита до сих пор не вышли из строя. "Даже если все фасады и другие поверхности в России будут им облицованы, полного насыщения не будет. Гранит всё равно будет востребован, так как клиентам надоест из года в год смотреть на один и тот же материал, и они захотят его сменить раньше, чем пройдет сто лет", - полагает Сергей Громадских, начальник оптового отдела компании "Дидема".Впервые керамический гранит был изготовлен в Италии в 60 е годы прошлого столетия, но для нашего рынка это материал новый. Сегодня в России его производством занимаются всего несколько компаний. Крупным игроком на уральском рынке является екатеринбургский завод "Пиастрелла": гранит, выпускаемый им, отличается невысокой ценой и потому пользуется большим спросом у строительных организаций. Сергей Громадских отмечает, что крупнейший производитель керамогранита в России по объему производства и продаж - Ногинский завод Estima. Другие крупные производители - это Grasaro (Самара) и "Керабуд" (Санкт-Петербург). Их продукция соответствует всем стандартам качества. Керамогранит, который производится в России, чаще всего имеет маленький формат - 30 на 30 см. Такая плитка редко используется для облицовки фасадов. Анатолий Чернявский отмечает, что она применяется, но это значительно увеличивает себестоимость строительства: "Гранит в основном не крепят прямо на раствор, а кладут его как внешний слой вентилируемого фасада. Если брать плитки маленького формата - 30 на 30 см, как предлагают отечественные заводы, - то нужно гораздо больше металлического профиля".Отечественный керамогранит большого формата производит Estima: в последнее время она начала активно конкурировать с зарубежными поставщиками этого материала. Однако основной объем поставок фасадного гранита на российский рынок по-прежнему идет из Китая. По утверждению экспертов, китайская плитка подходит исключительно для наружной отделки стен зданий использовать ее на других поверхностях нецелесообразно, так как она быстро теряет первоначальный вид. "В КНР производят красивый керамогранит преимущественно светлых оттенков. Плитка изготавливается большого формата, и очень хорошо смотрится на фасаде. Если такой плиткой выложить пол, она быстро потускнеет, так как производится по другой технологии: вместо того, чтобы полировать поверхность механическим способом, на китайских фабриках гранит подвергают воздействию кислоты", - поясняет Сергей Громадских.
|