Британский консерватизм - не выдумка и не растиражированное клише. За редким исключением он почти никогда не находился на пике моды, но никогда не был и вне тенденций консерватизм как самостоятельное течение всегда оставался исключительной прерогативой избранных. Английский стиль – сформировавшийся бренд. Он, также как и вечно модный твид, пресловутая «овсянка, сэр!» или традиционный «файф-о-клок», по-своему актуален всегда, вне зависимости от капризов моды. Английский стиль практичен и универсален, что обеспечивает ему удивительную жизнеспособность в вихре авангардных тенденций. Интерьерные выставки и модные показы, с завидной регулярностью проходящие в британской столице, – это прежде всего шоу. Но после того, как погаснет свет софитов над подиумами и закроются двери концептуальных шоу-румов, англичане возвращаются в совсем иной мир, который не имеет ничего общего со светским эпатажем. Если в рамках шоу жизнь Лондона похожа на многоцветный калейдоскоп событий, открытий и перемен, то в реальности вкусы лондонцев весьма и весьма консервативны. В Лондоне вы не найдете окон, задернутых плотными шторами. Англичане вопреки расхожему мнению живут открыто, и сквозь тонкий тюль (или его отсутствие) видно, как именно. Кажется, над интерьером лондонского дома мода совершенно не властна. Едва ли в нем удастся найти хоть одну ультрамодную вещь, если только это не лондонская резиденция кого-либо из современных дизайнеров. А в целом же создается впечатление, что интерьер английского дома не менялся по меньшей мере лет эдак пятьдесят. Пасмурно-туманная лондонская погода – еще одна всем известная особенность местности. И хотя в Лондоне не в пример теплее и светлее, чем в Санкт-Петербурге, да и дожди по большей части символические, нежели затяжно-проливные, климатические условия все же способствуют особенно внимательному отношению британцев к свету и освещенности. Если отличительная особенность Парижа – мансарды, то отличительной особенностью Лондона можно считать квартиры, расположенные ниже уровня улицы, на этаже, который бы в России назвали подвальным. Спустившись по ступеням крутой металлической лестницы, руководствуясь надписью «watch your step», и обогнув большую круглую кадку с яркой геранью, попадаешь в удивительное пространство, наполненное уютом, воздухом и светом. Однако, как не сложно догадаться, естественному свету в таком помещении взяться особо неоткуда. Но помещение – светлое. Все дело в том, что британцы не очень следуют модным веяниям и при всей популярности черного цвета для интерьера выбирают белый. Светлые оштукатуренные стены теплого оттенка топленого молока или слоновой кости будто впитывают и накапливают дневной свет. Никаких обоев, разве что умело замаскированные. Чистое единое пространство от пола до потолка. Деревянные полы – паркетные или из широких досок – покрыты тонким слоем светлого же лака, позволяющего «читать» фактуру древесины. А вот потолки более причудливы – украшены лепниной, орнаментами или же вообще выкрашены в неожиданный цвет, например голубой. В стенах часто оформлены ниши или декоративные уступы, впрочем, лишенные какого-либо декора. Для декора – зеркала, картины в золоченых рамах, репродукции, оправленные в багет. При этом каждый такой элемент английского интерьера выглядит так, будто перешел к хозяевам по наследству, даже если он приобретен буквально на днях. Вообще, возникает ощущение, что с целью интерьерного шопинга лондонцы посещают исключительно рынок Портобелло с его трогательным разнообразием подлинного и поддельного антиквариата, а отнюдь не дизайнерские галереиМинимум мебели позволяет зрительно еще больше расширить границы помещения. При этом минимум в британском контексте не имеет ничего общего с минимализмом. Интерьер строится исходя из прямого назначения помещения: в прихожей – вешалка, в гостиной – необъятных размеров диван, в кабинете – книжные полки, основательный письменный стол и кресло, в спальне – кровать, комод и шкаф. Ничего лишнего. Стилистика всех помещений английского дома сдержанная, ощущение домашнего тепла и уюта подчеркивается выбором материалов. Кожаная мебель придает солидности, предметы интерьера из светлых пород дерева создают легкость, не утяжеляя обстановку, шерстяные ворсистые ковры зонируют комнату, множество латунных подсвечников передают атмосферу аристократичного, но сдержанного комфорта. Неотъемлемым атрибутом английского дома во все времена был камин. Камин в гостиной – центр дома, около него собирается вся семья. Чаще всего он выдержан в стилистике середины XIX века, на каминной полке традиционно стоят фотографии домочадцев и опять же классические свечи. Английский интерьер не изобилует аксессуарами. Популярны массивные фарфоровые напольные вазы, антикварные или искусно под таковые маскирующиеся. Летом вазы наполняют пышными букетами, зимой – рождественскими композициями или сухоцветами. Но по большей части цветы используются в оформлении экстерьера дома. На подоконниках большинства британских домов, особенно в знаменитом районе Ноттинг Хилл, красуются симпатичные горшки с геранью всевозможных цветов и оттенков – от малинового до снежно-белого. Также необычно смотрится вереск – синий, лиловый, зеленоватый: он сохраняет привлекательность независимо от времени года. Часто большие кадки с цветами размещают прямо у входных дверей. И именно около двери начинаешь ощущать обаяние британского дома. Двери – отдельная история, заслуживающая самого пристального внимания. Все они без исключения выглядят антикварными, кажется даже, при реставрации их специально старят для соответствия некому общему облику. Эти двери с потертой, выцветшей краской украшены самыми причудливыми, отполированными прикосновениями многочисленных гостей ручками – в виде львиных голов, птичьих лап, колец и т. д. Поэтому можно с уверенностью утверждать – английский дом начинается с правильной двери. Сегодня интерьер в английском стиле вновь завоевывает популярность. Его респектабельность, комфорт, сдержанный стиль привлекают многих. И все же зачастую лишь немногие представляют его верно. Как правило, за английский интерьер выдается яркая псевдоитальянская стилизация с обилием барочной мебели, картин, диванов и козеток с цветочным узором на обивках...Между тем ничего подобного в истинно британском доме нет и быть не может, так как это противоречит самому духу и размеренному образу жизни англичан. Обои с цветочным орнаментом, пуфы и валики, гобелены и консоли не встречаются в английском интерьере в том количестве, в каком это все привыкли себе представлять: в нем все значительно проще, с одной стороны, и сложней – с другой. Лондонский дом сдержан и гармоничен, не перегружен интерьерными деталями, в нем есть место теплу и свету, но нет места помпезной роскоши. И, возможно, чтобы создать такой дом, нужно быть в душе немножко англичанином. Катя ФРИСБИИсточник:
|