Кузнечное ремесло появилось в глубокой древности. Человек построил свою первую кузницу более пяти тысячелетий назад, изобразив ее при росписи стен египетских пирамид. На Руси кузнеца считали кем-то вроде мага, чародея, потому что и жили они на отшибе, у воды, и собирали озерные и речные руды, а потом как-то умудрялись выплавлять из них железо, которое закаливали, в травяном настое. Для непосвященных жителей деревни эти действия были сродни колдовству, за что кузнецов уважали и побаивались. Издавна в хозяйстве без кованых предметов было не обойтись: требовались замки и гвозди, косы и ножи, подковы для лошадей и самовары. Именно поэтому деревенские кузнецы были людьми зажиточными, своеобразной деревенской знатью. Всплеск интереса к "металлическому творчеству" пришелся на конец XIX века - время расцвета в России модерна. Этот стиль прославился любовью к сочетанию ажурного металла с благородством натурального дерева: лестничные перила, опоры светильников, тонкие изогнутые ножки столов и этажерок. А также кованые переплетения ветвей и цветов в обрамлении зеркал, решетки каминов, люстры из бронзы, где сочетались кованые листья и стебли с тонким цветным стеклом. И все это великолепие ввел в моду модерн - время создания кованых шедевров. Потом был период, когда ручное творчество было вытеснено штампованными вещами промышленного производства, как бы гордящимися своей простотой и функциональностью. Так продолжалось до тех пор, пока люди, утомленные однообразием и безличием интерьеров собственных жилищ, не вспомнили о живых ремеслах. Вновь войдя в моду, ковка из ремесла опять стала искусством. Но сам облик кузницы мало изменился: те же инструменты и наковальня. Та же технология ковки расплавленного металла, когда под ударами молота разлетаются снопы искр, и холодная ковка, техника которой сродни чеканке. Только сейчас, помимо роскошных образцов в стиле модерна, художники создают вещи в духе популярного минимализма, импровизируют с разными стилями. Например, на заказ могут оформить интерьер даже в духе средневекового замка, где тонкий витой подсвечник стоит на столе, украшенном вензелем владельца и остриями пик, как напоминание о бранных победах его предков. Создавая вещи в стиле прошлых эпох или антикварную мебель, мастера придают кованым элементам вид предметов, опаленных временем. Для этого существуют специальные технологии: протравка металлических прутков кислотой, чеканка. Тогда "старинный" столик в вашей гостиной сможет выглядеть как антикварная вещь, не нарушая общей гармонии современного интерьера. А если хочется придать кованым вещам легкость импрессионизма, можно раскрасить их в яркие цвета. На российском мебельном рынке, помимо произведений русских мастеров, сейчас представлены и изделия итальянской фабрики. Ее владелец Санте Канторе открыл в 1976 году производство кованой мебели в местечке Камерано, собрав в своей мастерской лучших ремесленников. Это было время, когда трудно было предвидеть экономический успех подобного рода предприятия, потому что в интерьере господствовала мода на яркие "химические" цвета, корпусную мебель из древесной стружки, пластик и полиуретан. А ручной труд казался чем-то архаичным. Но итальянец с упорством производил столики, банкетки и стулья, этажерки и вешалки, зеркала и подсвечники. Прошли годы, и, хотя романтическое направление в интерьере всегда имело какое-то количество своих приверженцев, теперь для него наступили самые лучшие времена. Сейчас в ассортименте компании, помимо традиционных роскошных кроватей, как будто перешедших по наследству от прабабушки, есть даже маленькая мебельная этажерка для телеаппаратуры. А вкупе с "железом" итальянцы теперь предлагают великолепное постельное белье собственного производства и шторы. Вообще, вещь, искусно выкованная - это своего рода ювелирное украшение для интерьера. И кованой может быть не только мебель: например, ваза для фруктов или украшение в виде морской звезды на стене прекрасно дополнят стеклянный столик с тонкими металлическими ножками. По-прежнему в кованом обличье элегантно и очень модно выглядят кровати, олицетворяя собой патриархальный покой и благополучие. Такие "старинные" кровати дополняются пологом или романтичным балдахином, а изголовье украшается цветными фарфоровыми вставками, декоративными коваными завитками или позолотой. Легкие и изящные линии таких кроватей придают спальне утонченность и благородство. Очень удачным стало сочетание в мебели кованых решеток с элементами из массива древесины. Спальный гарнитур из массива черешни украшают ажурными коваными вставками в виде переплетенных стеблей и листьев. Силуэты мебели достаточно просты и прямолинейны, но, благодаря этим вставкам из состаренной меди, приобретают ажурную легкость. Актуальным в современных интерьерах стало и совмещение "плетенки" с коваными деталями, например, кованый стул, сиденье которого сплетено из лозы. Или популярное сочетание металлического каркаса и мягкого, обитого тканью сиденья. Часто кованая мебель отделывается вставками из массива тика - дерева, прочность и долговечность которого сравнима с металлом. Отделка металлической мебели деталями из древесины или плетеными из натуральных материалов как бы смягчает жесткость и твердость металла, делает мебель уютной и, конечно, более удобной. Художники-кузнецы, определяющие искусство ковки, как композицию из металла и воздуха, создают настоящие шедевры: торшер в виде виноградной лозы, стеклянный столик, опорой которого является ствол кованой яблони, каминные наборы, как-будто попавшие в наш век из средневекового замка, карнизы и подсвечники, рамы для зеркал и торшеры. Также разнообразны и стили, в которых создаются эти красивые вещи: от антикварной мебели до хай-тека, от классики до минимализма, от модерна до кантри. Поистине - кованые вещи способны украсить собой любой интерьер. По материалам www. alta-d. ruПо материалам справочника"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 4 за 2007 г.
|