Каждая страна имеет свои традиции садоустройства, но, пожалуй, наибольшего развития в создании садов для отдыха, достигли на Востоке, а точнее в Японии, где их разбивают не только в частных владениях и монастырях, но и при зданиях больших корпораций, чтобы служащие имели возможность полностью расслабиться во время перерыва. У нас в стране уже начинают перенимать опыт восточных мастеров в обустройстве жилья (миниатюрные фонтанчики в офисах, колокольчики – «поющие ветры» на окнах, принципы фэн-шуй). Все чаще фирмы, занимающиеся ландшафтным дизайном, предлагают услуги по разбивке японских садов разных стилей. Можно и самому попробовать себя в дизайнерской работе, главное здесь иметь желание и хороший вкус. И, конечно, важно прочувствовать философию сада. Лучше меньше, да лучшеЯпонский сад строится по хорошо продуманной схеме. Все его составляющие уравновешивают друг друга, создавая целостную композицию. Простота – основной принцип, нет ничего лишнего и, что немаловажно, нет стремления к европейской масштабности: сад может быть предназначен только для любования, а не прогулок по нему, в этом случае его размер не больше нескольких квадратных метров. В японских садах основное внимание уделяется деталям. Вот где результат определяется не количеством, а качеством. Камень и несколько веток бамбука – это уже сад, если каждый на своем месте. Любая невнимательность к расположению может нарушить гармонию, а выбор растений повлияет на настроение. Рядом с домом у японцев растут широколистные растения. Зачем? Чтобы дождливым вечером, сидя у огня, можно было слушать шум капель. Следует сказать, что цветы японцы не очень-то жалуют, предпочитая вечнозеленые растения. Основа красоты не в буйстве ярких красок, а в успокаивающей игре полутонов, да и зимой такой сад не потеряет своей прелести. К тому же в отличие от европейских садов, которые по сути своей намеренно декоративны, японские стремятся быть как можно более естественными. Не зря их еще называют пейзажными. Сухой пейзаж сада камнейСуществует два традиционных вида японских садов: цукияма и карэ сансуй. Первый стиль еще называют холмистыми садами – в них принято воспроизводить ландшафт какой-нибудь известной местности, но в миниатюрном виде. Камни тут символизируют горы, небольшие деревца – лес, а пруд – океан. Через водоем перекидывают мостики в виде дуги, через заводи и ручьи укладывают деревянные или каменные настилы, либо просто крупные и плоские камни. Чтобы увеличить продолжительность прогулки, тропинки делают извилистыми. Водопад – еще одна важная деталь сада. Плеск падающей воды гармонично дополняет общую картину. Стиль – «карэ сансуй» («сухой пейзаж») тесно связан с приходом в Японию дзен-буддизма. Такой сад призван успокаивать, располагать к созерцанию, медитации. В нем нет привычных деревьев, цветов, озер и ручьев. Лишь камни, гравий и песок. Согласно символике такого сада (его называют еще плоским или каменистым) почва, покрытая мелким белым гравием, представляется водной поверхностью. С помощью бамбуковых грабель на гравии воспроизводится уникальный рисунок. Именно к этому стилю принадлежит знаменитый сад пятнадцати камней при монастыре Реандзи в Киото. Наряду с песчаным существует еще как особый вид сад мхов, где разнообразие и гармония достигается за счет фактуры поверхности, и различных оттенков зелени. Сады чайных домиков появились в Японии несколько позднее и сочетают в себе элементы двух предыдущих стилей. Они являются атрибутом чайной церемонии и состоят из двух частей. Первая предваряет вход в чайный домик и должна настраивать на чайную церемонию: свежая зелень деревьев отвлекает посетителя от повседневных забот, а искусно выложенная дорожка задает плавный ритм движения. Из домика открывается вид на внутренний сад, сочетающий детали холмистого и каменистого садов. Практические советыРазбивку своего сада следует начать с выявления сильных позиций, на которых будет делаться основной акцент. На план участка, отведенного под сад, накладывают сетку из девяти квадратов. Четыре центральные точки считаются силовыми, и в одной из них располагают главный элемент сада: композицию из камней, водоем или красивой формы дерево. По диагонали по отношению к нему располагают второй элемент, который развивает идею первого (например, напротив одного большого камня можно установить группу поменьше). При этом особое внимание следует обратить на фон вашего творения, сад должен гармонично вписываться в окружающий его пейзаж. В японских садах используют необработанные, покрытые мхом камни, в основном вулканических пород – андезит, гранит и базальт, а также туф. Их устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней, но их нельзя сваливать в кучу. Если камня три, то один из них большой, а два других поменьше. В композиции с пятью камнями их вершины должны образовать два треугольника с одной общей точкой. Каменные группы можно размещать вдоль берега водоема на основаниях из меньших камней или кирпичей.
|