Сегодня, когда искусственное освещение стало обыденной частью нашей жизни, в моду все больше входят различные варианты использования натурального солнечного света. Причем энергия главного светила используется как для дизайна, так и в качестве альтернативного источника энергии. История человечества – это история борьбы за свет, который мы в итоге все-таки научились «приручать» и использовать. Бороться за свет приходилось с того момента, как возникло первое жилье: с одной стороны, человеку требовалось укрытие от холода и непогоды, а с другой – он, как животное «дневное», хотел, чтобы в дом попадало как можно больше солнечного света. Поначалу единственным источником света (помимо огня) в первобытном жилище было отверстие дымохода. В русских «курных» избах подобное устройство называлось дымником. А вот в древнегреческих строениях круглое отверстие в крыше (опейон) хоть и происходило исторически от дымового отверстия, но использовалось уже в качестве источника света. Таким является, например, мощный опейон римского Пантеона, пропускающий столб света через отверстие в крыше площадью более 60 кв. м. Особое распространение «верхний свет» получил в эпоху Ренессанса – возможно, тогда же его впервые назвали световым фонарем. Окна в потолке: световые фонариСвет украшает… и защищаетСветлые силы для вашей квартирыСвет в интерьереСветоделениеСветовой дизайн интерьера Сегодня у светового фонаря несколько назначений: с одной стороны, он выполняет свою непосредственную функцию – освещает дом, с другой – украшает и меняет декоративное решение пространства. А в последнее время в потолочное окно научились встраивать и системы вентиляции (например, управляемые люки дымоудаления). Световые фонари (их еще называют зенитными фонарями или светопрозрачными конструкциями) монтируют как в плоскую, так и в слабонаклонную кровлю. Главное их преимущество по сравнению с обычными вертикальными окнами состоит в том, что благодаря расположению света в них проходит едва ли не в 2 раза больше. При этом осуществляется безупречная гидро - и теплоизоляция, при необходимости можно сделать так, чтобы верхние окна можно было открывать. Что касается форм таких окон, то они достаточно разнообразны, а главное, как правило, объемны: это круглые либо пирамидальные купола, своды и эркеры, которые делают пространство более открытым и живописным. Если же такое количество света вам в данный момент не требуется, вы можете с легкостью отрегулировать этот момент: для окон-фонарей выпускаются специальные жалюзи и шторки, которыми можно управлять дистанционно. Кроме того, необычайных световых эффектов можно добиться, используя в световых фонарях цветные витражи: благодаря более мощному освещению они выглядят гораздо ярче, чем в вертикальных окнах. Иногда же световые фонари занимают весь верх помещения, образуя целую светопрозрачную крышу. Такие решения весьма хороши для какого-нибудь кабинета-обсерватории в мансарде, для домашнего закрытого бассейна, для зимнего сада (где прозрачными могут быть также и стены) и для многих других помещений вашего дома. Как умножить солнечный светЕсли вы являетесь поклонником залитых светом пространств, вы можете продумать проект вашего будущего дома с точки зрения максимального использования в нем естественного, проникающего с улицы света. В наше время стеклянный вовсе не значит тонкий и пропускающий холод. Современные многослойные стекла позволяют хоть весь дом сделать стеклянным. Сегодня уже многие оформляют таким образом гостиную – этаким сплошным эркером площадью метров сорок (а иногда и с прозрачной крышей). Весьма популярен так называемый «второй свет», то есть гостиная без потолка (единое застекленное пространство между 1-м и 2-м этажом). Добиться обилия света в помещениях квартиры можно и с помощью использования различных прозрачных элементов: стеклянных дверей и перегородок, внутренних окон в стенах. Особенно это актуально для территорий, традиционно не имеющих окон: холла, прихожей, ванной, гардеробной, а также для комнат с дефицитом естественного освещения (выходящих окнами на север, расположенных на первом этаже и т. д.). Кстати, факторы этажности, а также обращенности помещения в какую-либо сторону света должны обязательно учитываться при планировании естественной инсоляции. Например, известно, что в северных комнатах освещение самое скудное, но зато наиболее равномерное и спокойное. Зато в комнатах, выходящих окнами на юго-запад, в жаркое время года может быть невыносимо душно – и это не считая того, что в глаза постоянно бьет слепящее солнце. При этом чем выше этаж, тем степень освещенности сильнее. В идеале ваше остекление должно учитывать еще и климат, в котором стоит дом: к примеру, в южных странах следует заботиться скорее о защите от полуденного солнца, чем об освещенности. Неплохо бы еще взять в расчет и времена года: ведь зимой требуется гораздо больше света, чем летом. Таким образом, идеальным видом остекления будет максимально широкое и высокое окно, обеспечивающее идеальную теплоизоляцию (в том числе и в мороз), а кроме того, желательно еще и с возможностью «затемнения» – своего рода, окно-хамелеон, реагирующее на слишком сильную атаку солнца.
|