Как известно, красота – понятие относительное. Сегодня красивым считают одно, завтра – другое. В наше время, когда что ни день, то новая технология или новое достижение прогресса, художники все чаще оглядываются назад, возвращаясь к хорошо позабытому старомуСегодня уже все знают, что модное словечко «винтаж» происходит не от агрессивного «винтить», а от вечного и благородного «вина». И хотя алкоголь тут совершенно ни при чем, изначально винтажем называли именно старые выдержанные вина, которые, как известно, от времени делаются только лучше. Новое значение у этого слова появилось относительно недавно – лет пять назад. Авторство модного стиля винтаж в интерьере приписывают вовсе не французам (как этого можно было бы ожидать исходя из этимологии слова), а молодому американскому дизайнеру Патрику Уиллису. Как это часто бывает, феномен родился случайно, по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Амбициозный архитектор готовил к презентации свое новое творение – оригинальный дом-эллипс, когда понял, что денег на то, чтобы достойно обставить новый объект мебелью, у него не хватает. И тогда он решил пойти по давно уже проторенному пути – собрать все из ничего, а потом сказать всем, что именно так и было задумано (помните, как в рассказе Сетона-Томпсона из бродячей кошки с помощью умело составленной родословной сделали представительницу новой редкой породы – «Королевская аналостанка»? ).Облазив ближайшие свалки, Уиллис нашел там ряд интересных предметов – из тех, что хозяева выбросили как морально устаревшие и давно вышедшие из моды. Оставалось только почистить их и придумать дизайнерскую концепцию. Слово «винтаж» подошло для этого как нельзя лучше: с одной стороны, гламурное французское звучание (что само по себе отсылает к миру моды), а с другой – точное попадание в смысл происходящего: старые вещи, как и старые вина, могут и должны быть прекрасны. Как ни странно, уловка сработала: стиль винтаж был с восторгом принят фешенебельной публикой и вскоре вышел за рамки просто дизайна – в этом стиле стали одеваться, по этому принципу стали жить. Не скучный антиквариат, а творческий винтажВ какой-то степени винтаж – это один из способов протеста против нашей «штампованной» действительности, наряду с такими стилями, как экологический, этнический, хенд-мейд, лоу-тек и т. д. Это уход от стерильной атмосферы новых технологий и фабричной безупречности, своеобразный вызов дому как машине для жилья. Вещи не должны быть просто утилитарными – они должны быть эксклюзивными. Они тоже имеют право жить полной жизнью, старея, покрываясь трещинами и заусенцами. Разумеется, принципиально ничего нового в этом нет: антиквариат (в определенных кругах) был в моде всегда, поскольку является одним из способов вложения денег. Но винтаж – это совсем не то, что антиквариат. Открытие Патрика Уиллиса состояло в том, что он предложил не просто использовать в интерьере старые вещи (не по-музейному старинные, со столетней историей, а просто слегка устаревшие), но и создавать из них нечто новое, творчески «перерабатывать».В самом деле, если вы были готовы выбросить эту мебель на помойку, то что над ней так уж дрожать? Можно перекрасить, распилить пополам, добавить деталей, поменять назначение. Можно все! И этим хорош винтаж. Если же вы не готовы принять в свой мир изношенные (или чужие, кем-то использованные вещи), то можете поступить наоборот: взять новую вещь и сделать ее «старой» – винтаж не запрещает сам себя пародировать. Старое как новое или новое как староеФактически можно выделить 2 вида винтажа: когда берутся реально старые вещи, и из них создаются всякие «стильные штучки» в современном (или органичном современности) стиле, или когда «винтажные» предметы делаются намеренно из новых. Отныне у реставраторов появились новые, на первый взгляд, парадоксальные задачи: если раньше они давали новую жизнь старым вещам (умело подновляли их, тщательно восстанавливали утерянный со временем прежний облик), то теперь, используя весь багаж знаний, они начали заниматься «реставрацией наоборот», придавая старинный вид иной раз совершенно новым предметам. На самом деле искусство подделывать эстетику старости существует уже века: мастера всех времен и народов накопили тысячи рецептов, как из дешевого новодела сделать бесценный музейный экспонат. Другое дело, что сегодня уже не нужно ничего ни от кого скрывать: винтаж узаконил все подделки, при этом ценность обработанных под старину предметов, хоть и не сравнима с антиквариатом, но все равно выше, чем у обычных. Мебельные фирмы в открытую делают мебель по старинным образцам (вплоть до музейных экспонатов 17-го века), а затем искусно старят ее с помощью нескольких слоев специальной «выцветшей» краски или кракелюрного лака, наждачной бумаги и прочих хитроумных затей. Кстати, «винтажат» сегодня не только мебель и аксессуары, но и отделку интерьера. Можно, например, заказать себе винтажные окна и двери: в некоторых фирмах по дизайну окон и дверей нанесение патины, кракелюр и искусственное состаривание числятся в прейскуранте как разновидности спецэффектов. Продается также паркетная доска ручной работы в стиле винтаж, выполненная в той же технике из массива дуба. Кроме того, сегодня можно купить множество материалов для состаривания своими руками, например, волшебный лак, с помощью которого ваш предмет в короткие сроки покроется эффектнейшими трещинками.
|