Как известно, состояние индивидуальных и общественных туалетов во многом свидетельствует об уровне цивилизованности той или иной страны. Наш уровень в этом отношении всегда оставлял желать лучшего, разве что в последние годы наметился некий прорыв, а именно: об устройстве приличных уборных стали задумываться не только жители больших городов, но и любители загородного образа жизни. И хотя эта тема, прямо скажем, не благоухает, обойти ее не то что трудно - практически невозможно. От индусов до ДюшанаНачнем с длинной и богатой истории его величества туалета. Она замысловата и причудлива: имеются свои взлеты и падения, революции и реставрации, полеты мысли и даже эстетические находки. Возьмем, к примеру, древнюю индийскую цивилизацию, откопанную в прошлом веке в джунглях Бенгалии. К немалому удивлению археологов, в городе, возраст которого насчитывал четыре с половиной тысячи лет, пользовались полноценной централизованной канализацией! Следовало бы ожидать, что население полуострова Индостан к настоящему времени должно было достигнуть в этой области немыслимых высот, но увы. Современные индусы зачастую используют в качестве отхожего места мать-природу, и если вы когда-нибудь окажетесь, допустим, в городе Калькутте, то наверняка увидите, как аборигены, нимало не смущаясь, справляют малую нужду прямо на улице. На свежем воздухе справляют и другие нужды, однако уподобляться индусам в этом отношении вряд ли стоит. Что индусу хорошо, то русскому смерть. И если в этом кто-то сомневается, то пусть попробует хлебнуть воды из священного Ганга (вам обеспечен как минимум брюшной тиф).Они там как-то приспособились жить в тотальной антисанитарии, а может, их «продукты жизнедеятельности» равномерно распределяются по поверхности индийской земли и успешно включаются в кругооборот материи. У нас, к сожалению, дело зачастую оборачивается иначе, несмотря на огромную - во много раз больше Индии! - территорию. Или вспомним столицу парфюмерии - славный Париж, при упоминании которого вы явственно ощущаете ароматы «Шанели» и «Лакосте». Возможно, вы не поверите, но лет этак сто пятьдесят назад на улицах Парижа царило совсем другое «амбре», а именно - запахи, характерные для выгребной ямы. А как иначе, если основной формой утилизации вышеупомянутых «продуктов» были как раз таки эти ямы?! Прохожего могли запросто окатить содержимым ночного горшка, которое выливалось из окна на улицу, так что вдоль улиц текли бурные речки, в нашем народе именуемые «г:нотечками». Но во Франции, правда, прогресс взял верх - во второй половине девятнадцатого века здесь решили навсегда и самым радикальным образом освободиться от дурных запахов, создав систему канализации. Впрочем, европейская история нужного человечеству заведения под названием «туалет» началась еще в те времена, когда Париж именовался Лютецией и входил в состав Римской империи. Надо сказать, древние римляне знали толк в отправлении естественных надобностей: они обустраивали общественные туалеты в каждом городе, причем счет их шел на десятки и сотни. Собрались поговорить на Форуме? Говорите сколько душе угодно, главное - не загрязняйте окружающую среду, а именно - справляйте нужду в построенном поблизости (из мрамора, между прочим!) общественном туалете. Пришли в баню? Парьтесь, опять же, на здоровье, а если приспичит - пожалуйте в соответствующее заведение. Первая в мире наглядная агитация, призывающая вести себя культурно, - дело рук римлян. И слова «деньги не пахнут» первым произнес император Веспасиан, когда обложил налогом общественные сортиры. В общем, сей элемент бытовой культуры римляне довели до высочайшего уровня. Неразбериха началась в средние века, когда о бренном теле и его потребностях стало думать некогда - всех поглотила вера в мир потусторонний, где мочиться, понятное дело, никому не хочется. Тогда Европа представляла собой, если угодно, огромную Калькутту, население которой напрочь забыло о «ассенизационных» достижениях античного мира. Вышеупомянутые выгребные ямы, расположенные рядом с домами и источавшие жуткую вонь, были типичным атрибутом больших и малых городов. Максимум удобств - ночной горшок для августейших особ и богачей. Большинство же населения о таком и не помышляло. Не думали об этом и в России, разве что золотаря приглашали иногда, чтобы тот очистил выгребную яму и вывез испражнения в бочке. Но ведь кому у нас хочется добросовестно работать? Золотарь, конечно, бочку вывезет, но где вывалит ее содержимое - неизвестно. Бывало, что вываливали в черте города в каком-нибудь безлюдном месте или выливали содержимое в водоем, из которого, между прочим, брали воду для питья. Если вспомнить отсутствие должным образом развитой медицины, многочисленным эпидемиям, которые уносили тысячи жизней соотечественников, удивляться не приходится. И все же медленно, но верно эта проблема решалась. Вначале в старой доброй Англии, затем в других странах появилась канализация, и, хотя стоки поначалу просто сливались в крупные реки, это было настоящей революцией. Шли годы, возникали многочисленные модификации хорошо знакомого заведения, и вот наконец: Как известно, переход той или иной жизненной проблемы в сферу искусства означает ее фактическое решение. В нашем случае символом окончательного перелома можно считать скандальную акцию художника Марселя Дюшана, который в начале двадцатого столетия выставил в качестве эстетического объекта писсуар. Публика на вернисаже была в шоке, возмущалась, но это уже было возмущение иного рода, и об этом мы распространяться не будем. Не только «скворечники»
|