Открытое управление зданием и основные критерии, на которые следует обращать внимание при приобретении действительно открытой системы. Понятие «открытый», в особенности в области управления и автоматизации, вызывает много разных ассоциаций. На рынке автоматизации клиент порой сталкивается с тем, что это понятие используется поставщиками для продвижения собственных проприетарных технологий, продуктов, систем или решений. Таким образом, клиент, думая, что он приобретает открытое решение, на самом деле приобретает закрытые системы. Открытые протоколы, открытые системы, открытая дистрибуция, открытые тендерные торги… - все эти понятия имеют различное значение, но тем не менее их объединяет один общий критерий — доступность. Доступность различных продуктов, различных производителей и информации. Открытые протоколы. Обычно это понятие связано с программами коммуникации, благодаря которым возможен активный и интероперабельный обмен информацией между продуктами различных производителей через общую шину или общую сеть. Открытый протокол определяет методы передачи данных, типы сред и условия, необходимые для того, чтобы несколько устройств могло «сосуществовать» на одном и том же проводе, не мешая друг другу. Зачастую поставщики неверно используют понятие «открытый протокол». Следует знать, что действительно открытый протокол имеет следующие характеристики: - устройства могут сообщаться друг с другом и обмениваться данными - коммуникация между двумя устройствами не оказывает помех в работе устройств третьих поставщиков - несколько устройств могут сообщаться с клиентской частью по одной и той же шине - каждое устройство полностью совместимо с другими устройствами, устройствами других производителей и клиентской частью, подключенными к одной и той же шине, не требуя каких-либо специальных конструкторских разработок по спецификации заказчика. Последняя характеристика отражает основное значение открытого протокола — полная совместимость на уровне устройств. И никаких игр, никаких полуправд, ничего такого, из-за чего клиент, не обладающий специальными знаниями, мог бы попасть в ловушку. Открытая система. Это понятие включает в себя больше, чем протокол. Оно охватывает все аспекты системы. Качественная система управления имеет, как правило, пять основных элементов: - устройства управления - графические пользовательские интерфейсы (клиентская часть) - сетевую инфраструктуру - платформу для взаимодействия предприятий (Enterprise Connectivity) - инструменты управления и анализа. Тщательно разработанная открытая система определяет требования к каждому из этих аспектов и гарантирует, что каждый элемент управления продуктами различных производителей будет выполнять требования спецификаций. Открытые тендерные торги (также «открытое снабжение») касаются заключения договора по внедрению решения управления. Спецификация открытого тендера определяет функциональные требования каждого элемента каждой системы, но не характеристики продукта. Спецификации для тендера предоставляются представителями заказчика. Если спецификация была создана на основе определения открытой системы, то заявки на проект могут быть поданы различными поставщиками на базе честной конкуренции. Таким образом, ни один поставщик не оказывается в более выгодном положении, чем его конкуренты, лишь за счет содержания спецификации. Открытая спецификация, ведущая к открытому тендеру, означает больше подготовительной работы для специалистов по системной спецификации при планировании и разработке: полное и точное определение среды, архитектуры и функциональных параметров требуют времени и интенсивной работы. Затраты рабочего времени компенсируются, однако, сокращением расходов на обработку заявок на тендер, т. к. при этом сравниваются равнозначные параметры. Открытая дистрибуция — данное понятие сопряжено с доступностью продуктов и решений на свободном рынке. Если продукт создан таким образом, что он выполняет стандарты открытого протокола, но при этом для него существует только один поставщик, только один источник, и он доступен строго в рамках закрытого договора, то система будет «закрытой». Если какой-либо продукт не может быть в любое время заменен любым другим конкурентным продуктом, то система, а тем самым и клиент оказываются накрепко связанными с одним конкретным поставщиком. Сегодня рынок предлагает уже гораздо большее количество продуктов, доступных из разных источников, чем раньше. Важным критерием при оценке решения является вопрос, где можно получить запасные части и сервисные услуги. Если вы, отвечая на этот вопрос, видите несколько различных возможностей, то система — открытая. Если речь идет только об одном-единственно возможном источнике для получения запасных частей и сервисных услуг, то это означает, что система будет закрытой, расходы на техническое обслуживание будут выше и область применения системы может быть ограничена.
|