Пейзажный парк - это слегка подправленная природа. Регулярный - искусственное творение. В дендропарке обитают деревья, в саду - кустарники и цветы. К этим названиям мы уже привыкли. А что такое топиарный сад? Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» - садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» - декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство - это геометрические, фантастические или природные формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз. Проще говоря - живые изваяния. Топиарные сады - один из древнейших видов искусства. Мастерство фигурной стрижки деревьев и кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу I века н. э. топиарные формы стали обычным украшением садов состоятельных римлян. После падения Римской империи и заметного «одичания нравов» эстетика повседневного быта и декоративно-прикладные искусства пришли в упадок, достижения античной цивилизации подзабылись. Только в монастырях - культурных заповедниках той эпохи - искусство орнаментального садоводства не исчезло. Ренессанс возродил топиарное искусство. Многое, созданное мастерами итальянского Ренессанса, существует до сих пор: сады виллы Ланте в Байе, парк замка Бальдино в Павии, вилла Гарцони в Тоскане. Был момент, когда искусство художественной стрижки деревьев и кустарников покорило всю Европу. Но мода меняется, особенно если у нее есть влиятельные противники. Оппозицию декоративному стилю составили поэты и философы, выступавшие за "ненасилие над деревьями и кустарниками". Декоративность уступила место естественности, многие известные регулярные сады были превращены в пейзажные. С конца XVIII века в Европе и странах европейской культуры попеременно вспыхивает мода то на пейзажный, то на регулярный стиль. Устанавливается представление: регулярный стиль - это континент (то есть Франция и Италия), пейзажный - старая добрая Англия. Но не все было так просто. В конце концов, самые известные топиарные сады мира появились вовсе не во Франции, а в США (сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании), Англии (Левенс Холл, Грейт Дикстер) и Шотландии (Друммонд-Парк).Виды и формыРазумеется, и техника топиарного искусства не стояла на месте. В викторианскую эпоху англичане изобрели так называемый «новый топиари». Растение высаживали в металлический каркас, внутри которого оно обретало нужную форму и достигало зрелого размера, мастеру оставалось его только «подогнать». Однако современные мастера резонно возражают против этого метода. Растения часто врастают в каркас и сплетаются с ним так, что разделить их без потери формы нельзя. Современные модификации топиарных конструкций принято объединять термином «грин арт». Одна из них - уличные конструкции, то есть металлические скульптурно-каркасные формы, послойно загруженные мхом, землей и наполнителем из пенопласта в них высаживают растения - преимущественно стелющиеся или ковровые однолетники, многолетники, лианы. Такие конструкции живут до первых заморозков. Настольные конструкции - уменьшенные копии уличных. Рождественская скульптура - металлический каркас, декорированный ветвями хвойного растения и украшенный елочными игрушками и фонариками. Иногда в композициях «грин арт» используют и срезанные цветы, но это уже скорее из области комнатного садоводства и флористики. ПодготовкаТопиарные формы требуют от садовника терпения и значительного времени. За 2-3 года создать стойкую форму нельзя, растение не выдержит нагрузки. Для создания топиарных форм подбирают растения: 1) с мелкими листьями, 2) медленно растущие, 3) способные образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни, 4) с большим числом спящих почек на стволе. В странах с мягким климатом основные породы деревьев и кустарников для топиари - самшит, тис, лавр благородный. В России ассортимент несколько другой: кизильник блестящий (иногда его называют северным самшитом), барбарис, боярышник, вяз мелколистный, ива, ель обыкновенная, ель колючая, туя западная. Затем следует выбрать хороший инструмент. Придется смириться с тем, что стоит он дорого. Лучше всего обзавестись секатором, шпалерными ножницами, садовой пилой и сучкорезом швейцарского, шведского или японского производства. И, само собой разумеется, ручное искусство не признает производительных, но грубых инструментов вроде мотоножниц - проработанные формы с мелкими деталями из-под них не выйдут. Наконец, нужно продумать идею живой скульптуры, ее сюжет, общую композицию и фон. Варианты здесь неисчислимы: вечнозеленая колонна, спираль, пирамида с четкими гранями, разноцветные шары из пестролистных кустарников, вензель, фигурная изгородь, букет в вазе… Да все, что угодно! Главное - чтобы художник был достаточно искусен и ставил перед собой реальные задачи.
|