Несмотря на кризис, на рынке строительных материалов наблюдается рост спроса на лакокрасочные материалы и сухие строительные смеси. Как правило, к лету заметно активнее раскупают товары для ремонта дач и загородных домов, в частности фасадные отделочные материалы. Хотя повсюду экономический спад, начало этого сезона оказалось позитивным. По данным компании «Хим-курьер», в 2008 году емкость российского рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) составила 950 млн л. Это около 1,6 млрд евро. «Сейчас мы фиксируем спрос на фасадные ЛКМ на 15% больше, чем в прошлом году, - отметила Элиза Абдразакова, руководитель отдела декораций строймаркета Castorama. - В основном покупатели приобретают лаки и краски экономкласса: «Текс» (Tikkurila), «Кофадекс» (ООО «НПО «Краски для Вас») и др.». Остальные региональные ритейлеры также подтверждают небывалый рост спроса - до 25%.По словам Евгения Мовчана, коммерческого директора «ОБИ Россия», «рынок ЛКМ падает на 15-30%, но мы наблюдаем рост продаж по сравнению с прошлым годом за счет оптимизации ассортимента, ценовой политики и сервиса для покупателей».Сергей Тимофеев, директор Центра красок «AKZO NOBEL СПб», ожидаемого существенного падения продаж материалов для наружной отделки категории «премиум» пока не наблюдает: «Зарегистрировано падение объема продаж ЛКМ премиум-класса в литрах и килограммах на 17-20% - это за счет снижения потребностей оптовых покупателей, однако в денежном выражении оборот сохраняется на уровне прошлого года. Некоторые крупные загородные проекты, в которых для строительства привлекались инвестиции и банковские кредиты, сегодня испытывают проблемы с завершением. Однако частное строительство темпов практически не снизило, и отделочные материалы здесь по-прежнему востребованы».Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. В основном это связано с тем, что большинство владельцев загородной недвижимости предпочитают строить дома из древесины. Андрей Уманский, директор департамента загородной недвижимости агентства недвижимости «Бекар», утверждает, что на сегодняшний день на рынке загородной недвижимости примерно 60% домов из дерева. Причины такой популярности натурального материала просты: это экологичность, износоустойчивость, прочность. «Кроме того, деревянный загородный дом - это уже традиция, - обобщил г-н Уманский. - Около 10% домовладений возводятся сейчас из кирпича. Это материал прочный, но дорогой. Почти треть рынка - 30% - составляет строительство из дешевых строительных материалов (пенобетона, OSB-плит и т. д.) по экономичным технологиям. Однако, судя по тенденциям рынка, доля дешевых строительных материалов и технологий будет расти. Думаю, что в пределах трех лет они займут до половины петербургского загородного рынка».В связи с модой на экологичность популярными по-прежнему остаются лессирующие (сохраняющие рисунок древесины, тонирующие) антисептики и пропитывающие масла, такие как Pinotex и ему подобные. «Заказчики загородных построек предпочитают сохранять естественный вид древесины, которая превалирует в отделочных решениях. На данный момент эксперты нашей компании прогнозируют небольшой рост продаж деревозащитных декоративных материалов в текущем году (5-12%) наряду со снижением потребления остальных фасадных покрытий», - отметил Сергей Тимофеев. До кризиса потребление ЛКМ в России росло быстрыми темпами, в основном за счет активного развития жилищного строительства, в том числе индивидуального. Параллельно наблюдался спрос со стороны машиностроительной отрасли и мебельной промышленности. В основном все заводы были сосредоточены в Центральном, Южном и Северо-Западном регионах. По данным РИА «РБК», в 2007 году их совокупная доля составила почти 85% от общероссийского объема производства. Российские производители исторически занимали нишу алкидных и масляных красок и эмалей нижнего и среднеценового сегмента. Премиум-класс составляла продукция импортного производства - почти треть объема рынка водно-дисперсионных ЛКМ. Характерной особенностью российского рынка ЛКМ до кризиса была экспансия иностранных игроков, поглощавших российских производителей, что, несомненно, ослабляло позиции отечественных предприятий. Так, концерн «Тиккурила» в 2006 году купил питерскую компанию ООО «Краски ТЕКС», а в 2007 году приобрел 70% пакета акций питерских ООО «Гамма» (сейчас ООО «Гамма Индустриальные Краски») и ООО «Охтинский завод порошковых красок» (сейчас ООО «Тиккурила Порошковые Краски»). Наконец, в 2009 году был запущен логистический центр в г. Мытищи с возможностью хранения 3 млн л ЛКМ.
|