(Окончание. Начало в №7)Сегодня существует множество разнообразных покрытий, которые называют "венецианскими штукатурками". Все ли они являются таковыми? Как отличить традиционный материал, своей рецептурой уходящий в далекое прошлое, от современных "двойников"? Какова технология его создания? Об этом и пойдет речь в настоящей статье. Считается, что состав и технику нанесения венецианской штукатурки изобрели еще в Древнем Риме. Мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов. Его пилили, обтесывали, полировали, мололи. Естественно, оставалось много отходов в виде мраморной пыли. Имя того, кто первым придумал смешать мраморную муку, известь, растительные красители и нанести получившуюся массу, прессуя, несколькими слоями на стену, история не сохранила, но сохранила результат - бесшовный тонкослойный мрамор. Помимо мраморной пыли использовали также мелко перемолотые камни других благородных пород. Новый отделочный материал привлекал не только богатыми декоративными возможностями, но и технологичностью. Наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать каменные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было выложить мрамором, а тонкослойной штукатуркой можно. Наконец, материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это его свойство сыграло не последнюю роль в том, что спустя несколько тысяч лет, в эпоху Возрождения, материал получил особенное признание в Венеции. Город, расположенный на 118 островах, страдал от высокой влажности, переменчивой температуры, порывистого ветра с моря. Тем не менее, фасады, облицованные минеральной штукатуркой, долгие годы сохраняли первоначальный вид. Место, в котором "воскресла" технология, дало ей название - stucco veneziano, что в переводе с итальянского как раз и означает "венецианская штукатурка".Древняя технология дошла до наших дней. Отличить традиционную, истинную венецианскую штукатурку от ее имитаций можно, прежде всего, по составу. Пропорции бывают разными, но основные компоненты неизменны. Во-первых, пыль - мраморная, гранитная, кварцевая, известковая, малахитовая, оникса и других ценных сортов камня. Иногда в одной смеси встречаются комбинации нескольких перемолотых камней. Степень помола - важнейший момент, определяющий декоративные качества покрытия. Чем мельче пыль, тем тоньше, воздушнее будет рисунок. Чем крупнее - тем ближе к фактуре тесаного камня. Современное оборудование "умеет" размалывать камень на молекулярном уровне, поэтому художественные возможности минеральной штукатурки действительно велики. К тому же не стоит забывать: материал будет не имитировать, а создавать полноценную минеральную поверхность. Второй компонент - связующее вещество. В традиционных "венецианках" - это гашеная известь (гидрооксид кальция). При ее контакте с каменной пылью начинается процесс карбонизации, в результате которого получается густая сметанообразная смесь - собственно штукатурка. Благодаря извести покрытие приобретает прочность и способность поглощать и отдавать влагу без потери качества, что позволяет использовать многие марки "венецианок" для внешней отделки. Самые изысканные рецептуры предусматривают специальную болотную известь, она выдерживается более 20 лет в ямах и только затем используется в качестве связующего. Впрочем, нередко известь дополняется небольшим процентом акриловых смол или других полимерных связующих. Это нарушает традицию, зато существенно упрощает труд штукатура и удешевляет покрытие. Еще один компонент венецианской штукатурки - пигменты. Сейчас применяются как органические, так и неорганические красители. Тщательно перемолотые натуральные пигменты под воздействием ультрафиолета не желтеют и не омыливаются (не приобретают "скользковатый" вид). Вместе с тем высококачественным синтетическим красителям также нестрашны солнечные лучи, и печать времени не скоро сказывается на их внешнем облике. Порой отличить внешний вид полностью минеральной штукатурки от продукта с незначительным процентом синтетических наполнителей сложно. Однако специалисты утверждают, что только истинная венецианская штукатурка способна передать оптические свойства полированного мрамора - неповторимый блеск, глубинное свечение, игру интенсивных и тонких оттенков, на фоне которой проступает причудливая вязь прожилок. Обычно покрытие выполняется в нескольких оттенках одного цвета, хотя возможно создать практически любое колористическое решение - контрастные цвета, пятна, геометрические узоры, эффект "полета бабочки", налет патины, золотистый блеск и многое другое. Наконец, последний элемент - воск. Его наносят поверх финишного слоя покрытий, используемых в интерьерах. Воск выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он защищает штукатурку от грязи и влаги: попадая на поверхность "венецианки", вода просто скатывается с нее. Поэтому воскированную штукатурку можно применять даже в ванных комнатах и бассейнах. Если же вода попадет на незащищенное покрытие, то останется пятно. С другой стороны, воск ведет себя достаточно "агрессивно": он проникает внутрь слоев, но делает это с благородной целью - усилить блеск, глубину и сочность цвета штукатурки. Стоит, однако, иметь в виду: согласно традиционной технологии, глянец достигается прежде всего ручным запрессовыванием. Воск лишь вспомогательное средство. Кроме того, воск бывает разным: натуральным пчелиным и акриловым. Второй не так гладко ложится на поверхность, не дает такого блеска и сочности тонов, хотя имеет лучшие физико-механические свойства. Есть воск прозрачный и цветной, а также не только глянцевый, но и матовый.
|