Каминная тема, похоже, неиссякаема. Новые технологии "наступают на пятки" прежним, еще не успевшим состариться. Дизайн завораживает, КПД удивляет - глаза разбегаются, а ум не успевает трезво просчитывать все "за" и "против" понравившихся экземпляров. И тем не менее, рано или поздно, мы делаем свой выбор. Чем он обусловлен? Продолжая рассказ о различных направлениях в каминном искусстве, начатый в прошлых номерах журнала, мы попросили специалиста компании Olsberg (Kaufmann keramik) Юрия Шаморина рассказать об изразцовых каминных печах.- Верхом каминного искусства являются изразцово-каминные печи. Это штучная работа в двойном смысле слова – внешний облик сугубо индивидуален и создается для существующего интерьера с пожеланиями заказчика "начинка" же представляет собой высочайший технический и технологический уровень исполнения с учетом технического задания под конкретный дом. Прежняя техника строительства, при которой изразцовая печь складывалась из кирпича с "надеванием" на него изразцовой плитки с проволочками, уступила место новейшим технологиям. И не потому, что старая плоха - просто новое время диктует и новые условия, а именно: отсутствие фундамента и более быстрый прогрев помещения наряду с высокими показателями теплоотдачи. В Германии быстро отреагировали на свежие пожелания заказчиков - так появились изразцовые каминные печи с более тонкими и легкими стенками из огнеупорного бетона, на которые и клеится изразец. С внутренней стороны последнего имеется полое пространство для воздухообмена. Горячий воздух, курсирующий между облицовкой и шамотными массами, выходит в помещение через специальные щели в верхней части или отверстия. Благодаря естественной циркуляции комнатного воздуха и теплоотдаче поверхностей изразцовой печи, создаются оптимальные пропорции воздухообмена, которые наиболее благотворны для организма человека. Многие специалисты – экологи, работающие в сфере домашнего строительства, отдают предпочтение каминно-изразцовой печи, которая дает "мягкое", равномерное тепло. Но дотошные немцы решили не останавливаться на достигнутом и изобрели более эффективную по сравнению с традиционной систему Coterra, позволяющую использовать в одной конструкции принцип заменяемости двух различных способов получения тепла. Рассказывает Ирина Доронина, заместитель директора компании Olsberg:- Суть новой системы в следующем: плоская изразцовая плитка клеится на шамотную плитку – Coterrа, имеющую глубокие пазы или канавки для укладывания электропровода или трубок с водой. В том случае, если скрытые под изразцом провода находятся под напряжением, т. е. в рабочем состоянии, то каминная печь работает по всем известной схеме "теплые полы". В случае отключения электричества, камин топится традиционным топливом дрова-уголь. Трубки с водой, лежащие в пазах шамота, при работе камина на древесном топливе нагреваются, после чего еще долго отдают тепло в окружающее пространство. Такая взаимозаменяемость и подвижность схемы "дрова-вода-электричество" делают отопительный прибор самодостаточным и не зависящим от внешних факторов. Благодаря конструктивным тонкостям такие печи способны аккумулировать тепло, приближаясь по показателям к толстостенным, и в то же время получать "быстрое тепло" благодаря конвекции и лучистому теплу. Традиционно изразцовые немецкие печи строятся с лежанками и скамейками, которые подогреваются электричеством или трубами водяного отопления. Стоимость простейшего изразца 22 см х 22 см - 20 евро за штуку, а шамотного модуля Coterra – 18 евро. В целом же стоимость материала для изразцовой каминной печи начинается от 2000 евро (без стоимости работы и системы Coterra).Использование новых материалов повлияло и на новое восприятие формы, которая проявилась во всем возможном многообразии в облике изразцовой печи. Вряд ли здесь стоит говорить остиле - более уместно понятие "образ", причем неповторимый. Последний может быть ограничен лишь фантазией художника, творящего над застывшей глиной, которая способна переродиться в печь-скалу или печь-купол, в "ледяной дом" или лестницу-лежанку. Но пластичность материала позволяет передать более сложные и динамичные образы - лавину или пенистую волну, водный поток или пещеру с нишей для открытого очага… Хотя во все времена были более востребованы заказчиками любой национальности подчеркнуто элегантные классические формы или модели в стиле кантри – сочетание белой штукатурки с терракотовыми фигурными изразцами. Популярны и простые формы с нежно-голубыми изразцами уютной печки-лежанки в стиле прованса – легком, как ветерок, французском кантри. Нашим соотечественникам по понятным причинам близок образ русской печки - массивной и многофункциональной. А перед любителями модерна и хай-тека открываются необозримые горизонты возможностей, ограничить которые сможет лишь кошелек. Но здесь надо понимать, как отделка может влиять на внешний вид каминной печи - керамические поверхности производят впечатление чистоты, покоя и некоторой отстраненности, оштукатуренные плоскости кажутся возвышенно-благородными, покрытия из натуральных клинкерных материалов – грубоватыми и старинными, а блестящие хромированные элементы – аристократичными. Это необходимо учитывать, чтобы исключить несовместимые материалы.
|