Для кого-то в дизайне интерьера главное – «чтобы было красиво». И чем больше «красоты», тем лучше. Другие же ходят мимо всех этих украшательств, как будто их нет вовсе. Наверное, именно для них и был придуман в начале XX века стиль под названием функционализм. Как ни странно, новый, строго рациональный подход к устройству жилья был изобретен человеком романтичной души, мечтателем, автором знаменитого футуристического проекта «Лучезарный город» Шарлем Эдуардом Ле Корбюзье. Не стоит удивляться, что это имя встречается практически во всех статьях, посвященных современной архитектуре. Именно Корбюзье перевернул классическое представление о том, как должно выглядеть жилище, и распространил среди архитекторов знаменитую формулу «дом – машина для жилья». Немецкая школа Баухаус-дизайна вывела философию нового стиля: «форма определяется функцией». Отныне создатели интерьеров исходили только из целесообразности той или иной вещи, того или иного помещения, без всяких сожалений принося декоративную «красоту» в жертву реальной пользе. «Лес рубят – щепки летят» – эта пословица применима к любым революционным преобразованиям. Не стал исключением и функционализм. Поначалу энтузиасты готовы были довести его до абсурда, создавая нелепые жилища-коммуны для людей-винтиков – с общими столовыми и совмещенными «ради целесообразности» санузлами. Но история все расставила по своим местам. В конце концов, из этого стиля было взято все лучшее, и именно он предопределил дальнейшее развитие современной архитектуры и дизайна. Все для человекаСегодня функционализм (в различных своих модификациях) является одним из самых распространенных стилей, и его можно считать идеальным для делового человека. Этот стиль максимально прост, удобен и эргономичен. Хозяину, выбирающему функционализм, важнее не внешняя красота декора, а то, как наполнение дома служит ему. Оформляя свой дом в функциональном стиле, следует начать с определения функций и размеров комнат: традиции стиля предлагают учитывать естественное освещение (спальня – на восток, гостиная – на юг, кабинет – на север), удобство приема пищи (кому-то важно иметь большую кухню, объединенную с гостиной, кому-то – кухню-нишу), климат и погоду (к примеру, если в этой местности часто идет дождь, к дому следует пристроить в качестве прогулочной зоны закрытую веранду) и т. д. Функционализму совершенно неважно, насколько симметричным получится в итоге строение – все может быть пристроено в любых количествах исключительно по необходимости. Именно функционалисты (после экспериментов с общими коридорами) придумали присоединять ванную комнату к спальне, посчитав такую планировку не роскошью, а необходимым удобством. В результате в современных домах, выстроенных по законам функционализма, бывает по несколько ванных комнат – не просто на каждом этаже, а при каждой спальне. Больше света и воздухаОпределившись с зонами и функциями помещений, необходимо предельно рационально продумать системы хранения. Имейте в виду: функционализм (так же как и выросшие из него минимализм, и хай-тек) стремится свести предметы корпусной мебели к минимуму, заменив их встроенными шкафами и стеллажами (например, в некоторых проектах домов все шкафы «загнаны» под лестницу, ведущую на второй этаж). Остающиеся пустыми стены – вовсе не повод, чтобы завесить их картинами и прочими украшениями. Они должны быть светлыми, желательно совсем белыми, чтобы сберегать ощущение простора и солнечный свет – главную ценность, провозглашенную еще мэтром Ле Корбюзье. «Солнце – хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие», – писал он в своей знаменитой книге об архитектуре. Функционализм особенно трепетно относится к окнам: их количеству и оформлению, а также к расположению источников искусственного света. Все должно быть продумано до мельчайших деталей: светильник над кроватью, у телефонного столика, у зеркала, даже в полу, если это поможет решению какой-то конкретной задачи. Два в одномДругая характерная черта функционализма – многофункциональность мебели и других предметов (игра слов здесь явно не случайна). Именно конструктивисты придумали кресло-кровать, диван-кровать, угловой диван, кровати, выезжающие из шкафов или из стен, откидной стол, стол-книжку и т. д. Вся мебель, выдержанная в функциональном стиле, эргономична и чрезвычайно просто оформлена: сиденье повторяет контуры тела, спинка может откидываться, кресло – крутиться. Обивка подчеркнуто аскетична: ведь главное – это чтобы она не пачкалась и чтобы за ней было легко ухаживать. В разряд удобств входит и мобильность мебели: захотел – быстро переставил, поменял обстановку в соответствии с требованиями ситуации. «На колеса» становятся не только столики, но и стулья, кресла и диваны. Также функционализм предполагает деление помещения на зоны мобильными перегородками – передвижными шторами и жалюзи, ширмами и стеллажами на колесах. Несмотря на тот факт, что при конструировании мебели дизайнеры исходят прежде всего из ее функции, такие предметы мебели получаются весьма оригинальными и вполне привлекательными – без всяких бархатов, английских ситчиков в цветочек, драпировок и рюшечек. Недешевая простотаБыло бы неверным, ссылаясь на простоту и аскетизм функционализма, назвать его стилем дешевым и непрезентабельным. Выполнение задач удобства и комфорта зачастую как раз удорожает и усложняет проект, поскольку требует нестандартных архитектурных решений и сложного технического оснащения дома. Вся эта выезжающая, откидывающаяся и колесящая по дому мебель, как правило, стоит достаточно дорого за счет необходимых ей качественных механизмов. Системы хранения также сложны для исполнения, поскольку почти всегда делаются по индивидуальному проекту. То же и с системами освещения: сегодня это не просто люстры на потолке или торшеры. Светильники встраивают в потолок, стены и пол, устраивают системы кронштейнов. Функциональный интерьер наших дней – это хозяйство, в котором используются новейшие достижения техники, фактически «умный дом». Владельцу этого дома зачастую совершенно все равно, какого цвета и фасона его занавески. Он может не заметить столь незначительной мелочи. Но если, вернувшись домой после трудного дня, он не обнаружит у себя под рукой услужливого выключателя, вот тогда он призадумается: а того ли дизайнера он себе выбрал? Текст: Марина Воронежская | Фото: Salon, JPИсточник:
|