Сегодня на российском рынке представлены практически все ключевые европейские и американские производители: немецкие Osram, Zumtobel Staff, BPS, Bega, Schmits, британская Thorn, голландская Philips, бельгийская Wever&Ducre, итальянские Castaldi, De Majo, Luceplan, iGuzzini, Flos и Targetti. Некоторые брэнды имеют собственное представительство, например, Philips, Siteco, Martini и General Electric, однако большинство предпочитает работать с сетью дистрибуторов. Сегмент офисного освещения имеет коренные отличия от сегмента светотехники для жилых помещений. «Если в борьбе за рынок домашнего света победу одержали итальянские производители, то в офисах доминирует продукция из Германии,– говорит руководитель архитектурного бюро компании A&A-Alcopa Project Анна Ульянова.– Домой все-таки выбирают «дизайнерский» свет, а в офисы – так называемый «технический». Его особенности таковы: источники света, как правило, скрыты, а если они все же становятся значимым элементов интерьера, то их дизайн максимально технологичен».Присутствуют на рынке и российские производители. В их число входят ОАО «Лисма», компания «Световые технологии», завод «Люмсвет» и т. д. Современные производители после распада СССР появились не на пустом месте. В советское время электроламповая промышленность была хорошо развита: в стране действовало 20 электроламповых заводов, 35 специализированных заводов по выпуску световых приборов и 6 заводов пускорегулирующей аппаратуры. Часть производителей воспользовалась существующей базой, часть предпочла построить новые заводы. По оценке участников рынка, для освещения офисов и общественных помещений в основном используются люминесцентные светильники. Именно на них приходится основной объем продаж – около 75-80%. Оставшиеся 10-25% приходятся на галогенные лампы, светильникам с рефлекторными лампами накаливания и другие типы осветительных приборов. В старом светеПроектировщики светотехнических систем замечают, что склады забиты недорогими светильниками нижней ценовой категории. «Производители верхних ценовых категорий не имеют на складах в Москве широкого ассортимента, в отличие от продукции нижнего класса,– говорит инженер компании «Компас-Инжиниринг» Игорь Орчегов.– Поэтому покупателям более дорогих и интересных по дизайну светильников приходится ждать заказа по четыре-шесть недель, и часто они вынуждены брать то, что есть на складе».По словам специалистов, растровые светильники не могут решить полностью проблему эффективного освещения, да и офисы, укомплектованные ими, становятся похожими друг на друга, как братья-близнецы. Однако растровые люминесцентные светильники по-прежнему остаются авангардом российского рынка светотехники. В начале 1990-х годов, когда выраставшим, как грибы после дождя, офисам и бизнес-центрам понадобилось освещение, эти лампы стали экспортироваться из стран бывшего соцлагеря и Китая. Затем российские производители решили вернуть этот рынок себе. Ровно 10 лет назад цена одного светильника составляла порядка $100–130. За эти годы она упала в 10 раз, а объемы производства выросли в десятки раз.«Растровый потолочный светильник с экранирующей решеткой по-прежнему остается лидером продаж,– говорит старший светотехник–проектировщик компании «Арлекино Инжиниринг» Наталья Великанова.– Их популярность объясняется удобством монтажа и простотой эксплуатации». Светящиеся зарешеченные квадраты можно увидеть фактически в любой бюджетной организации или офисе класса B или C. Эти светильники принадлежат к нижней ценовой группе, их стоимость колеблется от $12 до $50.Однако, по прогнозам специалистов, их скоро заменят люминесцентными лампами нового поколения – Т5 – с электронным пускорегулирующим аппаратом. Эти лампы были изобретены совсем недавно, в 1996 году, инженерами компании Philips (практически во всех офисах сейчас установлены их предшественницы – лампы Т8). Как объяснила Наталья Великанова, диаметр трубки у Т5 меньше, чем у обычной люминесцентной лампы, да и световой поток у них больше, а энергетические затраты меньше. Участники рынка предсказывают, что светильники с лампами Т5 скоро станут лидерами продаж. Эксперты из компании Osram уверены, что в Европе через пару-тройку лет лампа T5 будет в каждом втором светильнике. Вторая группа – это лампы стоимостью от $50 до $100. В основном они производятся в России, а также Чехии, Словакии, Польше и Германии. Третий сегмент – высший – заполнен лампами, стоимость которых больше $100. Здесь лидируют немецкие, британские, бельгийские и итальянские производители. В эту же категорию входит дизайнерский свет, то есть лампы, которые освещают представительские зоны офиса (пространства рецепции, конференц-залы, приемные зоны и холлы), а также начальственные кабинеты. Свет в квадратных метрахЗа то, чтобы лампы светили по всем нормам и правилам, отвечают инженеры-светотехники. Сегодня в Москве сформировался рынок компаний, предлагающих услуги по созданию световой среды в корпоративных офисных интерьерах. Особенность его такова, что этими услугами занимаются как специализированные компании («Модуль», «Арлекино», pr2-project, «Форум электро», «Юнисвет», «Лайт проект», «Точка опоры»), так и архитектурные бюро, которые занимаются корпоративным дизайном в целом, включая планировку помещений и подбор мебели (ABD Limited, MMC Object и др.). Архитектурные бюро средней руки, к сожалению, часто ограничиваются включением в свой штат дизайнеров, не прибегая к услугам инженеров по светотехнике. Это неправильно. «При выборе освещения необходимо обращаться к профессионалам, так как от освещения зависит здоровье и работоспособность персонала»,– уверена Наталья Великанова.
|