Жилище в Стране восходящего солнца призвано не отвлекать своего обитателя от самого себя. Японский сад также сдержан и лаконичен, но исподволь притягивает внимание для созерцания и любования. Здесь каждая деталь наполнена смыслом. Акварель за окномЯпонский сад вовсе и не сад в нашем понимании. В отличие от наших палисадников отнести его к категории приусадебного хозяйства язык не поворачивается. Живопись - вот близкое к нему понятие. Это изящная картина - пейзаж, рисовать который учатся уже 1300 лет. И садовник уже не садовник, а художник сада. Вместо листа бумаги у него гладь озера или засыпанная галькой площадка, вместо пятен и размывов туши - камни, мхи и листва деревьев. Многие сады в Японии созданы для созерцания их из дома, стены которого, как мы знаем, легко превращаются в окна. Более масштабные, но при этом не менее изящные сады создаются для размеренных прогулок и душевного отдыха. В любом случае японский сад - символическое изображение природы, созданное по ее же законам с глубоким уважением к ее бесконечной красоте и мудрости. Истоки такого трепетного отношения таятся в японских религиях - дзен-буддизме и синтоизме. Они учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению смысла бытия. Ну и, конечно, островная жизнь учит любить то малое, что досталось. Впору и нам поучиться. К сожалению, суровый климат не позволит нам воспроизвести копию ландшафта острова, а это главный принцип японского сада - создавая образы, брать за основу естественную картину природы. Особенно весело в наших условиях будет выполнять древний японский принцип заимствованного пейзажа (сяккэй). Все, что находится в отдалении (например гора), принимается во внимание при создании сада и используется как его часть для достижения целостного образа. Оригинальный у нас получится образ, если мы будем подстраиваться под соседскую баню или высоковольтную линию электропередачи, маячащую неподалеку. Как говорила неунывающая героиня Натальи Гундаревой в фильме "Московские каникулы": "Ну, мы же не в Японии!" Поэтому придется довольствоваться доступной имитацией японского сада, которая тоже может быть вполне симпатичной, располагающей, а главное, выдержанной в стиле, если не забывать про главных героев: камни, воду и растения. Камни отождествляются со скалами, горами и островами. Декоративные прудики символизируют озеро или море, ручейки - горные реки. Композиции из низкорослых растений повторяют лесные кущи. Плюс пару деталей - и можно приглашать друзей на вечер созерцания вашего сада. Но это только на первый взгляд все так просто. Когда японский сад готов, в нем сложно заблудиться, зато очень просто это получается при его создании. Здесь столько тонкостей и правил, появившихся еще в ХI в., когда в Японии был написан Сакутэйки - Трактат о садоводстве, что не каждый японец поймет. Для этого у них существуют специальные школы. Куда уж тут нам, не обремененным восточной мудростью? Во избежание путаницы познакомимся с главными героями и с их помощью попробуем разобраться в нюансах. Группа испуганных кабановКамни - основа основ японского сада, "скелет" природы, символ светлого мужского начала Ян. С давних времен японцы считают, что места, окруженные камнями, чисты и надежны, потому что избираются ками (особо почитаемыми духами) для постоянного места обитания. Обычно используют необработанные, покрытые мхом камни вулканических пород - андезит, гранит, базальт, туф. Их оставляют на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно. Камни японских садов условно делятся на два вида: кадзари-иси (очень красивые) и сутэ-иси (мало привлекательные сами по себе, но необходимые для достижения задуманного эффекта). Эффект, хоть и выглядит иногда стихийно, действительно продуман до мелочей, дабы не нарушить гармонию. Камни нельзя просто свалить в кучу. Располагают их в определенном порядке, да так, чтобы они выглядели как "свора вздремнувших собак" или "группа испуганных кабанов, разбегающихся в разные стороны". Сначала кладут один важный камень, затем следующий там, где он нужен, и так далее в нечетном количестве: три, пять, семь, девять. "Где он нужен", решает садовник, который про собак, кабанов и других представителей флоры и фауны знает не понаслышке. При этом форма, цвет, углы камней должны сочетаться. Большой камень чаще всего делают доминантой сада, то есть ставят на главное место. Определить его можно, условно разделив участок на девять равных прямоугольников. Четыре центральных прямоугольника - силовые, на одной из них должен находиться камень. Это, конечно, не единственный вариант, здесь могут быть водоем или дерево. По диагонали к главному элементу располагают второй элемент, он развивает идею первого. В случае с камнями напротив одного большого камня можно установить группу поменьше.
|