Еще в середине XIX века в России начались работы по мощению улиц с помощью асфальта. Он настолько завоевал популярность, что и сегодня, спустя полтора века, для укладки проезжих частей улиц, проспектов и дорог применяется именно этот материал. Однако то, что хорошо для машин, - плохо для пешеходов. По данным проведенных исследований при укладке асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, а также их эксплуатации выявлены загрязняющие вещества, вызывающие до 10 % всех заболеваний в крупных городах. Кроме того, асфальтовое покрытие водонепроницаемо, оно нарушает естественную циркуляцию воды. Дождь, смешиваясь с битумными компонентами, испаряется и вместе с выхлопными газами образует смог, своеобразный экран, нарушающий естественный обмен воздуха в атмосфере. Поэтому в Европе покрытие асфальтом заменяют на искусственный камень (тротуарная плитка), оставляя асфальт лишь на скоростных магистралях, где требуется безупречная гладкость поверхности. Кроме этого использование искусственных элементов имеет и практическое значение. Плитка эксплуатируется дольше, чем асфальт, значительно упрощается ремонт и замена тротуаров, а также ремонт инженерных сетей. Хотя устройство плиточных тротуаров дороже асфальтовых более чем на одну треть, за 3-4 года эксплуатации эти затраты окупаются. В последние годы в России также стали применять европейский опыт, что можно заметить по изменившемуся облику тротуаров и внутренних площадок крупных городов. Тротуарная плитка - технологичный материал, позволяющий производить укладку дорожек и площадок любых размеров и конфигураций. Укладка плитки по песчаному основанию имеет ряд преимуществ по сравнению со сплошным асфальтобетонным покрытием:- на поверхности такого покрытия не образуются лужи, так как вода свободно уходит через зазоры между плитками - плиточное покрытие не нарушает естественную потребность зеленых насаждений в водо - и газообмене, что благоприятно сказывается на экологии окружающего пространства - при необходимости проведения ремонтных работ (например, прокладка подземных коммуникаций) тротуарную плитку можно легко снять, провести необходимые работы и уложить снова - в летнее время нагрев покрытия из плитки значительно меньше, чем из темного асфальта при этом плиточное покрытие не размягчается и не выделяет летучих продуктов. Кроме тротуарной плитки из декоративного цементного бетона могут производиться и разнообразные элементы садово-паркового дизайна. Для производства бетонной тротуарной плитки используют два метода:- вибропрессование жестких смесей с низким водосодержанием (низким В/Ц)- вибролитье с использованием пластифицирующих добавок. Оба метода позволяют получить бетонную плитку с низкой пористостью благодаря малому содержанию воды в бетонной смеси и обеспечению плотной укладки бетонной смеси с применением механических воздействий (вибрирование или вибропрессование). Какого-либо принципиального преимущества у каждого из этих методов нет. Однако обеспечение гарантированного качества продукции легче достигается при использовании вибролитьевого метода с применением смесей с пластифицирующими добавками. Кроме того, технология вибролитья позволяет получить тротуарную плитку с большим выбором рельефных рисунков. Hа сегодняшний день тротуарную плитку методом вибролитья в пластиковых формах производят более чем в 100 городах России. Количество производителей стремительно растет, так как для того чтобы начать производство, нужно совсем немного: помещение площадью 100-300 м2, трехфазное электроснабжение, 1-2 бетономешалки, 1-2 формовочных стола, распалубочный стол и комплект пластиковых форм. Всего этого будет достаточно чтобы производить фигурную брусчатку, квадратные плиты различной толщины, фасадную плитку под натуральный камень и т. д. К тротуарной плитке предъявляются жесткие требования по морозостойкости (не менее 200 циклов замораживания и оттаивания), прочности (не менее 30 МПа), водопоглощению (не более 5%) и истираемости (не более 0,7 г/см2). Для приготовления бетона обычно используют портландцемент М 500. В качестве мелкого заполнителя следует применять строительные пески с модулем крупности не ниже 2, а в качестве крупного заполнителя - щебень из магматических горных пород (например, гранитный) фракции 5-10 мм. Для повышения морозостойкости, прочности и улучшения технологических свойств бетона в бетонную смесь следует вводить комплексную добавку, содержащую пластифицирующий компонент (С-3 или ЛСТ) совместно с воздухововлекающим или гидрофобизующим (СНВ или ГКЖ-94) компонентом. Ориентировочно расход компонентов бетонной смеси на 100 м2 плитки толщиной 6 см составляет:- цемент - 3,6 т - щебень гранитный фракции 5-10 мм - 4, 5 т - песок - 4,5 т - пластификатор С-3 - до 0, 7 % от массы цемента
|