В последние годы на тротуары и проезжие части российских городов стали возвращаться брусчатка, цветная и фигурная тротуарная плитка и другие архитектурно выразительные и практичные мелкоштучные элементы мощения. Однако культура работы с такими материалами не всегда соответствует их функциональным и эстетическим возможностям. Нарушения технологии укладки мелкоштучных элементов мощения, применение материалов, не соответствующих назначению покрытия часто приводит к тому, что дороги и тротуары проваливаются, горбятся, отдельные элементы расшатываются и разрушаются. Поэтому при укладке мелкоштучных элементов мощения важно соблюдать технологию, корректно использовать материалы и применять специальное оборудование для выполнения данного вида работ. Подготовка основанияНачинать работу следует с уплотнения земляного полотна до устойчивого состояния. При этом особое внимание следует уделять организации его дренирования. В случае, если грунтовое основание влажное с низкой несушей способностью необходимо использовать геосинтетические материалы. Однако если грунт песчаный, часто вообще не требуется укладка несущего слоя. Подготовка постели под мощеное покрытиеПоперечный уклон постели должен соответствовать поперечному уклону наружного покрытия. Толщина подстилающего слоя составляет 2-5 см. Нельзя превышать верхнюю границу, иначе под деиствием эксплуатационной нагрузки может деформироваться наружное покрытие. В качестве материала подстилающего слоя наиболее подходит песок фракций 0-2 или 0-4 мм. мелкий щебень крупностью 1-3 или 2-5 мм, а также смесь дробленого песка со щебнем крупностью 0-5 мм. Размер крупных частиц не должен превышать 8 мм. На участках с повышенными транспортными нагрузками в качестве связующего для подстилающего слоя рекомендуется добавлять цемент или известь. На участках под крышами или навесами материал подстилающего слоя обычно остается сухим и рыхлым. В этом случае брусчатку укладывают в сухой раствор и соответствующую щебеночную смесь, а после укладки все промежутки между камнями заполняют мелкозернистым песком. Правильная укладкаВсе плитки или камни следует укладывать точно по высоте, углу наклона и с учетом направления трассы (по шнуру), оставляя достаточные зазоры для швов. При принудительном уплотнении (трамбовке) лаже самые небольшие погрешности укладки не смогут быть устранены. Это относится также к камням с прокладками. Впрочем прокладки нельзя считать полноценной заменой заполнения швов. Они могут служить лишь вспомогательным средством для обеспечения определенной ширины швов. Расположение и размеры швов вдоль кромок бордюрных камней и прочих ограждающих элементов и сооружений необходимо планировать в соответствии с модульной сеткой. При этом надо принимать в расчет отклонения размеров ± 3 мм, обусловленные технологией изготовления элементов мощения. Это позволит при необходимости заменять камни или плитки в покрытии. Для обеспечения прямолинейности швов примерно через каждые 3 м в продольном направлении натягивают шнуры. При разметке больших участков необходимо натягивать шнуры в двух направлениях и через каждые 1-3 м контролировать соблюдение прямых углов. В качестве обрамления мощеных участков следует использовать закладываемые в бетонную постель бордюрные или окантовочньге камни, которые, как правило, достаточно надежно воспринимают нагрузку на края покрытия. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смешения и осадку камней. Примыкающие к строениям мошеные участки укладывают так, чтобы поверхностные воды стекали не к зданию, а от него. В противном случае необходимо предусмотреть сточные желоба и дождеприемные решетки у самой постройки. В соответствии с требованиями стандарта DIN 18318 неровности наружной поверхности в пределах 4-х метрового контрольного отрезка мостовой из бетонных камней и бетонных плит не должны превышать 10 мм. Однако этот критерий всегда следует рассматривать в сочетании со структурой наружной части покрытия. Разницу в высоте бетонных камней обычно компенсируют их укладкой в относительно рыхлую песчаную постель. Приимущества тротуарной плиткиТехнологичностьТротуарная плитка - очень технологичный материал , укладку её можно осуществлять в ручную или с помощью плиткоукладочных машин, а наличие шовообразователей позволяет это делать максимально быстро без предварительной подгонки с гарантированным зазором. УдобствоНа поверхности тротуарной плитки не бывает луж. Наличие зазоров позволяет влаге свободно проникать и испаряться сквозь плиточные покрытия и исключает образование под покрытием водяных зеркал. ЭкологичностьПоследние исследования доказали, что асфальтовое покрытие при нагревании свыше 25 градусов по Цельсию начинает выделять в атмосферу канцерогенные вещества. А это значит что в солнечные летнии дни находиться в городе опасно! Тротуарная плитка при естественном климатическом нагреве не размягчается и сохраняет свои прочностные свойства , не выделяет, в отличии от асфальта, летучих вредных веществ. В отличии от асфальта не нарушает естественную потребность зелёных насаждений в газо и водообмене, что благоприятно сказывается на внешнем облике города и здоровье горожан. ДолговечностьСрок службы брусчатки не менее 25 лет (т. к. морозостойкость брусчатки составляет 200-300 циклов). Пористая структура даёт возможность воде уходить через плитку в подложку , поэтому поверхность плитки не разрушается. РемонтопригодностьПри необходимости проведения ремонтных работ (например прокладка подземных коммуникаций и т. д.) тротуарную плитку можно легко разобрать, провести необходимые работы и её же уложить снова. "Брусчатку" рекомендовано использовать в городских условиях в местах пролегания подземных коммуникаций. ЭстетичностьЦветовая гамма плитки может быть разнообразная, а цветовая насыщенность со временем не теряется.
|