Когда-нибудь, несомненно, настанет новая жизнь, в которой заборы и ограды перестанут строить. Например, исчезнет преступность, а селиться люди станут исключительно по принципу дружественного расположения – значит, не надо будет и ограду городить. Или, в случае менее радужного развития событий, громоздкие кирпичные, деревянные и бетонные заборы заменят каким-нибудь абсолютно невидимым силовым полем – «не лает, не кусает, а на территорию не пускает»… Пока же забор – ощутимая часть нашей реальности, и, к сожалению, далеко не самая декоративная. В целом всю обойму заборов и оград можно поделить на три группы: сугубо декоративные, выполненные по эскизам художников символические, стоящие по периметру участков лишь для проформы, и монументальные, возведенные там, где есть необходимость спрятаться от пыли и шума трассы, от сильных ветров или же от неприветливых, а то и откровенно завистливых взглядов. Не станем тратить время на обсуждение художественных оград – это исключительно дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят. Ограды символические воздвигают там, где большой нужды в них в общем-то и нет, но вроде как и надо бы определиться с границами своего участка. «Майку лидера» среди таких оград следует присудить забору из узких струганых досок, который чаще называют «штакетником». Он и умеренно прозрачен, и недорог, и долговечен, и отреставрировать его в случае чего достаточно легко. В его сооружении всегда найдется место творчеству: например, при помощи сверла и электролобзика можно в верхней части досок просверлить отверстия, выпилить фигурные пазы, зашлифовать на полукруг – словом, проявить свою индивидуальность. Другая причина возникновения символических оград – необходимость соответствия каждого элемента большой и малой архитектуры единому стилю. Среди символических оград лучше всего с ролью стилеобразующего элемента справляются плетни, частоколы и прясла – ограды, присущие стилю «кантри» или естественному саду. Создать плетень там, где есть ивовые деревья, совсем не сложно. По периметру выбранной территории вбейте ивовые колья на расстоянии 40-50 см. Затем отберите максимально длинные ивовые прутья и горизонтально переплетите между колышками, стараясь замаскировать концы прутьев. Если вы когда-либо увлекались плетением из ивы, то у вас это не вызовет никаких осложнений: при создании плетня вы словно плетете корзину без дна. Те, кого пугает отсутствие опыта, могут воспользоваться многочисленной литературой об искусстве плетения. Заметьте: если за создание плетня из ивы взяться весной, то ивовые колышки скорее всего укореняться и через некоторое время вы получите нечто среднее между плетнем и живой изгородью. Для создания частокола понадобятся столбы, слеги и еловые колья длиной не менее 2 м. Вкопайте столбы. Набейте на них слеги. Еловые колышки размещайте следующим образом. Зайдя снаружи, воткните колышек под нижнюю слегу так, чтобы воткнутый конец оказался изнутри. Верхний конец колышка согните и заведите под верхнюю слегу, чтобы он удерживался враспор. То же самое проделайте с внутренней стороны. Частокол, несомненно, создается несколько дольше, чем плетень, но и срок жизни его едва ли не в 2 раза превышает срок жизни плетня и составляет 7-8 лет. Еще одна из разновидностей заборов имеет давно забытое всеми название – прясло. Сооружается прясло из жердей, кольев и прутьев, чаще всего березовых. Колья попарно вкапывают в землю, расстояние между парами вкопанных кольев должно соответствовать длине жердей. Каждую пару кольев в трех местах свяжите березовыми прутьями прутья пропускайте «восьмеркой», чтобы лучше держались. Жерди следует заводить между кольями, а опорой им будут служить созданные вами чуть ранее переплетения из прутьев. Конструкция вряд ли проживет долго, зато создание такого забора занимает очень мало времени и требует минимальных денежных затрат. В последнее время стали появляться заборы из не совсем обычных материалов. Например, делают изгороди из пластиковых бутылок, скрепляя их между собой клеем и устраивая опоры из двойных колышков (как для прясла) на расстоянии 2-3 м. Назвать такие ограды серьезными никак нельзя, зато, если вы хотите прослыть шутником, такой заборчик будет в самый раз. В большинстве случаев символические ограды достаточно красивы, легки для восприятия и крайне редко нуждаются в дополнительном декорировании. Иное дело высокие массивные ограды из бетонных плит или из кирпича. Без применения дополнительных мер, направленных на смягчение их монументальности, не обойтись. Снаружи их, вне всякого сомнения, стоит обсадить многолетними растениями, лиственными или же хвойными. В целом этим можно и ограничиться. Решая же вопросы озеленения забора с внутренней стороны участка, следует проявить куда больше фантазии. Прежде всего следует сделать так, чтобы забор не выглядел стоящим самостоятельно, в отрыве от клумб, газонов и декоративных элементов сада, а был бы привязан к общему дизайну участка. Украсить глухую стену вьющимися растениями – вариант максимально простой, но радикально задачу он не решает: забор продолжает восприниматься как отдельно стоящий элемент. Один из способов мягкого объединения кирпичного или бетонного забора в композицию сада – создание подпорной стенки, идущей вдоль забора и примыкающей к нему вплотную. Очертания подпорной стенки в этом случае не должны быть прямыми и строгими, расстояние от бордюра до стены должно меняться, и тогда получившаяся клумба на подпорной стенке будет выглядеть как ручеек, русло которого то сужается, то расширяется. На стене хорошо бы расположить цветочные кашпо и некоторое количество светильников, которые подчеркнут красоту созданной композиции в темное время суток. Подбор растений для клумбы и кашпо диктуется все той же необходимостью привязать вертикаль забора к горизонтали всего сада. Растения могут быть одинаковыми или по цвету, или по фактуре листвы, или же просто принадлежать к одному виду, но к разным сортам: например, сортовое растение на подпорной стенке будет стелящимся, а в кашпо на заборе – ампельным.
|