Как свидетельствует история, первые столовые комнаты появились еще во времена фараонов. В древности это были огромные залы, отделанные со всей возможной роскошью, ведь столовая (или пиршественный зал) была тем местом, где хозяин чаще всего принимал своих гостей. Позже, в годы мрачного Средневековья, пиршественный зал был центром жизни дворянского общества, где праздновалось любое мало-мальски значимое событие от свадьбы до турнира. Не изменилась ситуация ни в Новое время, ни в XX веке, и по сей день трапезная является если не сердцем, то уж точно «желудком» любого дома. Современного человека ничто не ограничивает в оформлении интерьера столовой: выбор стилей и материалов практически безграничен. Древний мир подарил человечеству классицизм, Средние века — готический стиль, Новое время привнесло барокко и рококо, XVIII–XIX века стали эпохой ампира и стиля Томаса Чиппендэйла, XXXXI века — это модерн, минимализм и хай-тек. Добавьте к списку множество переходных стилей и материалов, синтезированных по ходу научно-технического прогресса: все это придаст непередаваемую прелесть вашей столовой. Стиль барокко характеризуется декоративной пышностью резных скульптурных фигур и округленных форм. Барокко — это обилие позолоченной лепнины, завитков, сложных резных элементов, зеркал. Наиболее частое сочетание цветов в барочном стиле – белое с золотом. Считается «женским» стилем. Датируется концом XVII — началом XVIII веков. Наиболее известные изготовители мебели и резчики по дереву эпохи барокко — Даниэль Моро и Андрэ Брустолон. Для столовой мебели в стиле королевы Анны использовалось главным образом ореховое дерево. Этот сдержанный и элегантный стиль ассоциируется с правлением королевы Анны (1702-1714). Он зародился в Голландии и оказал немалое влияние на поздний рококо. Характерными для этого стиля являются ножки кабриолэ и спинки в форме вазонов. Рококо — термин французского происхождения, обозначающий легкий, капризный и изящный стиль, характерный абсолютным отсутствием прямых линий. Мебель для столовых — изящная, небольшая по размерам, с округленными углами и удобная для пользования, как и другие предметы обстановки в этом стиле, украшалась ассиметричной орнаментальной резьбой с мотивами в виде раковин, завитков и цветов. Деревянные части предметов красили в светлые тона — белый, голубой, зеленый, лакировали и местами золотили. Развивается во Франции в начале XVIII века, самые известные представители — художники Жюль Оппенор, Клод Жило и Жюст-Авр Мейсонье, мастера — Крессен и Кафиэри. В Англии мебель в стиле рококо получает название Чиппендейл — по имени одного из самых известных мастеров в этом стиле: те же изогнутые ножки плюс некоторые элементы в китайском стиле. В отличие от французской, мебель Чиппендейла не красилась и не покрывалась позолотой, выявляя особенности текстуры древесины все деревянные части покрывались только воском или лаком. Классицизм — стиль, возникший во второй половине XVIII века на волне интереса к античному искусству, подкрепленного раскопками Помпеи и Геркуланума. Мебель этой эпохи характеризуется элегантностью и классическими мотивами с колоннами, масками и гирляндами. Другими определяющими чертами этого стиля являются господство симметрии, барельефная резьба и прямые линии. Известным мастером, работавшим в стиле классицизма, является Роберт Адам его работы широко известны наряду с работами Хэпплуайта и Шератона. Однако мебель каждого из них обладала своими индивидуальными особенностями: у Хэпплуайта сохраняется еще много кривых линий в то время, как у Шератона все линии прямые и четкие. Стиль Людовика XVI часто противопоставляют стилю его предшественника Людовика XV. Это мебель с овальными резными спинками и с прямыми узкими ножками, по всей высоте которых вырезаны канавки. Широко была распространена цветная деревянная мебель с позолотой, инкрустированная мебель, мебель из экзотических сортов дерева, покрытая лаком. Стиль Людовика XVI входит в концепцию классицизма и совпадает по времени с правлением французского короля Людовика XVI, начиная с его восхождения на престол и до начала Великой французской революции. Главные имена, связанные с этим стилем, — Жорж Якоб, Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Райзнер. Стиль эпохи Регентства (или английский ампир): этот термин применяется для обозначения мебели, изготовленной во время правления принца Гейла (1811-1820) и за период с 1790 по 1830 год. Столовая мебель вполне в классическом духе, но отличается более тяжелой и простой формой. Наиболее известными мастерами были Томас Хоуп, Джордж Смит и Генри Холланд. Стиль эпохи Империи (или ампир): французский эквивалент стиля эпохи Регентства сформировался во Франции в правление Наполеона (1804–1815). Для этого стиля характерны простые линии, минимум украшений и отсутствие инкрустаций по дереву. Декор часто включает металлическую аппликацию: лебедей, военные мотивы, орлов, изображение трофеев, лавровых венков, скрещенные копья и наполеоновские эмблемы. Шарль Персье был наиболее почитаемым мастером этого стиля.
|