Жилища наших далеких предков практически не имели окон. Несмотря на то, что первое подобие окна в виде простого отверстия в стене появилось еще во времена неолита, многие древние цивилизации не имели о нем представления, а жилища некоторых народов (юрты, шалаши, вигвамы) и по сей день имеют лишь отверстие для входа людей или выхода дыма. В древнем Риме и Египте свет мог проникнуть лишь через внутренний дворик. На древнем Востоке вместо окон в стенах домов проделывали слуховые отверстия, которые располагались высоко над землей. В домах и храмах Древней Греции окон в привычном понимании этого слова также не существовало. Их заменяли узкие щели или отверстия в крыше, через которые проникал воздух и свет. Впервые большие окна, выходящие на море, появились в пригородных термах в Помпеях. На Руси в глубокой древности существовали смотровые проветриваемые окна, которые прорубались в двух бревнах до половины бревна. Их называли волоковыми, поскольку они "заволакивались" изнутри доской. На зиму в окно вставлялась рама (оконница) с бычьим или рыбьим пузырем, промасленным холстом или кусочками слюды. В эпоху Византии окна имеют узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы умело регулировали освещенность в храмах и домах, умело располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).В средние века жилища не отличались архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, норманнского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, и прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно видеть в Белой Башне в лондонского Тауэра, построенной в X веке. Именно в романские период появляются первые остекленные окна. С распространением христианства в Европе происходит постепенное подчинение архитектуры религии, которая полностью отвергает человеческое начало. На смену романскому стилю приходит готика с ее модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремятся ввысь, к Богу. Стрельчатые арочные проемы располагаются высоко от земли и украшаются удивительными по красоте витражами, собранными из разноцветных стекол и иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Характерным элементом готического храма является витражное окно "роза", рождающее ассоциации с символом воинов-тамплиеров. Яркие примеры готического стиля - Собор Парижской богоматери в Париже и собор в Кельне. В период поздней ("пламенеющей") готики форма оконных проемов напоминает языки пламени (церковь Сен-Маклу в Руане).Пришедший на смену готике Ренессанс утверждает свободу от религиозных догм и ценность человеческой личности. XV век возвращает интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна зданий этого периода теряют свой возвышенный облик и приобретают прямоугольную форму, а стекла в них становятся прозрачными. В XV веке в Италии появились окна, разделенные на три части переплетом в форме креста. Как известно, природа развивается от простого к сложному. Тот же закон справедлив и для архитектуры. В XVI веке на смену Ренессансу приходит "причудливый" стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличает динамичность, разнообразие, экспрессия, тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой становится кривая линия. Окна зданий того времени имеют различную геометрическую форму: круга, эллипса и т. д. Для барокко типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины и конструкции. В этот период появляются распашные конструкции окон, а также двойное остекление. В XVII веке появляется новая технология изготовления плоских стекол. благодаря этому во Франции появляется все больше прозрачных окон большого размера, которые начинались о самого пола и стали известны во всем мире как французские. На смену барокко приходят классические формы с их ясностью и лаконичностью. Классицизм начала XIX века отличает простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдается симметричность и правильность форм, а также использование архитектурных элементов, существовавших в античный период (колонны, портики). В этот период окна приобретают современный вид. Они имеют классическую прямоугольную форму и две пары переплетов. Также распространены окна с горбыльками на нижних створках или с изогнутыми оконными перемычками. С середины XIX и до начала XX века архитектура во власти эклектики, вобравшей в себя отголоски всех стилей, удачно комбинируя их для создания новых форм. Главным достижением эклектики стал отказ от строгих классических форм и утверждение творческой свободы архитекторов. Благодаря эклектике, в моду входят восточные мотивы: мавританские, китайские, египетские и т. д. Поскольку период эклектики приходится на период бурного развития промышленности, окна приобретают исключительно функциональное назначение. Появляются окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким и верхними створками.
|