Мода на восточные сады, наверное, извечна. Тем более для европейцев. Особенно жителей мегаполиса. Как обрести покой в море повседневных стрессов и проблем? Один из способов, проверенных тысячелетиями, – сад камней – идеальное пристанище и для утомленного взора, и для измученного суетой и частыми неурядицами духа. Камень и несколько веток бамбука – нередко этого вполне достаточно, чтобы передать атмосферу классического японского сада. Впрочем, не секрет, что в Японии существуют и сады, созданные исключительно из камней, без единого растения. Встречаются и такие, в которых главную роль играет вода. В частности, на востоке Японии широко распространены так называемые пейзажные сады, в которых композиция строится исключительно вокруг водоема. Островки, мостики, группы деревьев, каменные пагоды, фонари и прочие атрибуты восточного сада – все это становится лишь дополнением к философии, которую несет в себе водная гладь. Так или иначе, несмотря на многообразие японских садов, в основе всех их – попытки подражания естественной натуре. Искусно переданная в миниатюре красота водных просторов и горных пейзажей создает умиротворяющую атмосферу. Все здесь подчинено общей стройной системе и исполнено глубокого смысла, призванного олицетворять всепоглощающую силу природы и ее божественную нетленность. Выразительная неподвижность японского сада словно символизирует собой бесконечность времени каменные нагромождения хранят безмолвное величие, растения же выступают своего рода оппонентами и носителями жизни с ее постоянным движением и обновлением. За длительный путь развития садово-паркового искусства Японии здесь сформировались не только разные типы садов, такие как сад камней или сад мхов, сад воды или пейзажный. Их многообразие история в не меньшей степени упорядочила и по назначению, и по характеру рельефа, и по сложности композиционного построения, и т. д. Дворцовые и храмовые, сады чайной церемонии и сады у жилого дома, плоские и холмистые – все они так или иначе связаны с трактовкой окружающего мира и попытками изобразить природу в ее идеальном состоянии. Достигается это по-разному. Некоторые небольшие садики, площадью всего в несколько квадратных метров предназначаются в основном для того, чтобы их рассматривать. Другие, те, что побольше, могут служить и местом для неспешных прогулок. Исторически сложилось так, что малые сады, как правило, располагались при храмах, монастырях и жилых домах. Благодаря особенностям японской архитектуры они составляли единое целое с интерьером. Стоило лишь раздвинуть стены-двери, и природа сама собой втекала во внутреннее пространство помещений. Большие ландшафтные сады в Японии также были тесно связаны с архитектурой, однако в несколько ином ключе. Они предназначены для того, чтобы наслаждаться их видом не просто со стороны, не с одной определенной точки, например с террасы дома, а предполагают нахождение внутри сада, позволяющее ощущать его вокруг себя. Понятно, что и большой, и малый японские сады в условиях Северо-Западного региона повторить в точности довольно проблематично. Однако попытаться создать уголок юго-восточной природы – задача вполне посильная. Тем более если позволяет площадь. Сугубо сухой пейзажНебольшое пространство, засыпанное белой морской галькой, на которой расставлены группы камней различной формы… Так выглядит сад камней – одна из разновидностей традиционного японского сада. Камни в нем обладают особой пластической выразительностью, а их пропорции, формы, соотношение объемов, способы размещения в пространстве, цвет и фактура определяют общую эстетику сада. Взамен привычных садовых тропинок и растений на клумбах здесь имеет значение лишь строгий прямоугольник разровненного гравия, группы камней и открытые пространства. Камни же определяют и общую композицию: высоту холмов, размеры и очертания водоемов, выбор прочих выразительных средств. Каких бы размеров ни был сад камней, войти в него в привычном смысле этого слова невозможно. Здесь следует именно созерцать поэтому сад камней становится идеальным местом для погружения в себя, медитации, попыток по-новому увидеть окружающий мир, освободиться от пустого шума, избавиться от всего наносного и суетного. В Японии считается, что сад камней – это своего рода средство открыть источник и силу человеческой сущности, которая, согласно учению дзен, уравновешенна, спокойна, искренна и способна смотреть на все в жизни с безупречным самообладанием. Чудеса постановкиРазумеется, подобный «микрокосмос» возникает не случайно и не вдруг. В основе основ его лежит искусство расстановки камней в саду, или сутэ-иси. Здесь не может быть ничего случайного, в каждом элементе заключен свой строгий смысл, своя философия, свой подтекст. Камни следует подбирать строго по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и сочетанию с прочими элементами ландшафта. В классическом японском саду выделяется несколько разновидностей камней – низкая вертикаль, плоский и лежачий – и из них составляются основная и второстепенные группы. Доминантой композиции считается главный выбранный камень. Как правило, самый большой. С двумя меньшими по размеру он образует своего рода тройственный союз, который символизирует триаду божеств в буддистском храме.
|