Зимой, когда темнеет рано, мы большую часть суток видим окружающий мир в лучах искусственного света. Освещение — мощный инструмент в руках ландшафтного архитектора, позволяющий не только подчеркнуть те или иные особенности дорожек, построек и растений, сделать видимым пространство сада, но и придать ему особую атмосферу и настроение, оживив декабрьскую темноту. Лицо человека может выглядеть по-разному — все зависит от того, как на него падает свет. С помощью этого нехитрого приема можно из красавицы сделать чудовище и наоборот, что широко применяется фотографами. Так же и в ландшафтном освещении: удачно спроектированная система света превратит дом и сад в чудесный ансамбль, а непродуманная испортит все впечатление от них. В зависимости от задач ландшафтное освещение можно подразделить на три типа. Равномерное освещение называется заливающим светом. Оно требуется у входа в дом, гараж, на площадках для отдыха и занятий спортом. При этом задействуют мощные светильники, устанавливаемые на столбах или стенах зданий. На небольших участках заливающим светом лучше не увлекаться, поскольку он визуально уменьшает пространство. Сопровождающее освещение, как следует из его названия, служит для выделения дорожек, поворотов, лестниц, входов, подчеркивания рельефа участка. Для этой цели используются невысокие или тротуарные (встроенные в поверхность дорожки) светильники. Чтобы избежать травм, подсвечивают перепады уровней на маршрутах движения, переходы через ручьи, изгибы дорог. Поскольку одновременно с дорожками освещаются растения, подпорные стенки и т. д., результат оказывается весьма декоративным. Особенно хороши тротуарные фонари, превращающие любую дорожку в загадку. Акцентирующая подсветка выделяет элементы ландшафта, малые садовые формы, садовую скульптуру, отдельные деревья, кустарники и цветочные композиции. Здесь находят применение светильники направленного света с разными углами распределения света, но обычно применяется довольно узкий световой поток. Как правило, их размещают невысоко от земли, а для освещения крон деревьев и кустарников — на невысоких опорах. Фронтальная подсветка с одной точки дает резкую и графичную светотень, а освещение с нескольких точек или со всех сторон, как и подсветка снизу или сверху, создает более мягкий контур. Можно подсветить объект сзади и таким образом, чтобы его темный контур выделялся на освещенном фоне. Подсветка фасадов зданий с расстояния дает мягкий свет, при этом на стены проецируются тени деревьев, кустарников и садовых объектов, создавая, особенно в ветреную погоду, сказочную картину. Отдельное направление — водные светильники. Мягкое свечение, мерцающая поверхность воды и блики, скользящие по стенам и ветвям деревьев, создают романтическое настроение фонтаны и каскады в лучах света выглядят очень эффектно. Удачно подсвеченный водоем в ночное время может стать доминантой сада. Для пруда с растениями лучше выбирать модели с теплым желтовато-белым светом, который лучше сочетается с флорой. Если же вода в водоеме или бассейне прозрачная, то следует использовать светильники с голубоватым светом: он подчеркнет чистоту воды и красоту отделки бассейна. При освещении водных объектов уместно цветное освещение, но оно не должно нарушать целостность композиционного замысла. Можно выбирать контрастные или близкие цвета (желто-красные или сине-зеленые), использовать один цвет в качестве фона, а другой как акцент. Применяют и подсветку с периодически изменяющимися цветами. Очень интересный эффект создают светящиеся шары, плавающие на поверхности воды. Правильная постановка света в саду требует знаний и опыта, поэтому обычно ее проектирует ландшафтный дизайнер совместно со специалистом по освещению. Установленный в нужном месте светильник подчеркнет достоинства ландшафта, а производимый им эффект будет зависеть от формы, цвета, интенсивности и направленности светового луча. С помощью света формируется вечерний и ночной облик сада, который существенно отличается от дневного из-за смены доминант и акцентов. При создании визуальной среды нужно учитывать, что люди чувствуют себя в большей безопасности, находясь в относительно темном месте участка, притом что его границы хорошо освещены. Нам комфортнее двигаться от затемненной зоны к хорошо освещенной. Проект освещения всегда составляют для конкретного участка, принимая во внимание расположение дома и других построек, дорожек, водоема, площадок для отдыха и посадок растений. В основе правильно спроектированной системы освещения должно быть определенное композиционное решение. Вначале выбирают важные зрительные перспективы, например вид из окна или беседки, со стороны подъездной дороги или вдоль дорожки, а после этого занимаются построением каждой из них. Освещение объектов ландшафта и растений организуется с двумя целями — сделать их заметными в ночном саду и выявить их форму, цвет и фактуру. Дорожки предполагают движение, поэтому очень важен ритм, который создают светильники и испускаемые ими лучи света. А ряд светильников, поставленных на некотором расстоянии друг от друга вдоль длинной стены или забора, визуально сделают их короче.
|