Хай-тек (англ. high-tech – высокие технологии) – художественное течение, возникшее в 70-80-е годы XX века. Характеризуется предельной функциональностью, обилием стекла, пластика, бетона, металла, использованием передовых технологий и доминированием прямых линий. Хай-тек родился из наследия конструктивизма (скорее даже функционализма) и эстетики минимализма. Подразумевается, что интерьер в стиле хай-тек, мягко говоря, не перегружен декором и включает в себя последние достижения высоких технологий. Начиная от свойств материалов, используемых в отделке, и заканчивая нашпигованностью квартиры, офиса или фабрики, претендующей на стильность, актуальными плодами прогресса. Собственно в жилые помещения этот стиль и пришел, проделав путь от фабричных площадей и через модные офисы. Именно поэтому первые хай-тек-жилища изобиловали не совсем привычной для квартир техникой: промышленными и медицинскими светильниками, стальными контейнерами, «уведенными» со складов, металлическими фабричными шкафами. Позже адаптированные подобия индустриальной мебели и светильников стали выпускать специально для частных нужд. Эта индустрия до сих пор процветает. Трудно определить, каков стиль хай-тек в деталях, так как он связан напрямую с развитием промышленного дизайна. А промышленный дизайн изменяется стремительно. Такая черта хай-тека, как изобилие вписанной в интерьер суперсовременной техники, сегодня утратила свойство принадлежности только этому стилю. Техника существует в любом доме, каким бы направлением не руководствовался хозяин при его оформлении. И чувствует себя прекрасно, не сообразуясь со стилевыми особенностями помещения, а вписываясь туда в силу потребности в ней. Неизменными же стилистическими особенностями хай-тека остаются скупая цветовая гамма, основанная на сочетаниях серого, белого и черного, строгость и функциональная продуманность помещений. Интерьер, придуманный и выполненный как хай-тек, изобилует пустыми плоскостями и вертикальными линиями. Свободные вертикали, такие как стойки или жалюзи на окнах, чаще всего выполнены из стали, плоскости – из стекла. Мебель: стеклянные столы и полки, стулья с металлическими ножками и спинками, журнальные столики на колесиках, двери и перегородки из армированного стекла, прозрачные двери-купе в алюминиевой раме, стеклянные двери на фотодиодах, металл в деталях, светильники с моделируемым светом, настольные лампы на кронштейнах. Четкая геометрия. Ничего лишнего. И почти ничего личного. В качестве украшения лишь трубы и воздуховоды, элементы инженерного оборудования, никак не спрятанные, а наоборот, нашедшие свое место в оформлении. Хай-тек, как и любой другой стиль, в основе которого лежит минимализм и даже некоторая эстетическая аскеза, кажется очень привлекательным на первый взгляд. Но иллюзия того, что хай-тековский антураж идеален для отдыха и домашнего быта быстро проходит. Он действительно идеален, но для критически малого количества людей. Человек, выбравший хай-тек, должен понимать, что он выбрал не интерьер, а стиль жизни. Если хозяин помещения из стали и стекла изначально последователен, скрупулезен и педантичен, то ему, возможно, будет легко и приятно жить в своей квартире. Если же ему не чуждо некоторое разгильдяйство и стремление к простому уюту – хай-тек не для него. В антураже модерна, классики или восточной роскоши, замешанной на эклектическом сознании западного человека, поставленный не на место портфель, неубранная кровать или полотенце, упавшее на пол ванной комнаты, не вызовут когнитивного диссонанса, граничащего с полным крахом привычного мира. В интерьере хай-тека любой предмет, сдвинутый со своего места, вопиет о сломанной гармонии и проявляет себя, как последний пепел Клааса, пытающийся достучаться до сердца Тиля Уленшпигеля. То есть первым непременным условием владения хай-тековским жилищем является любовь к порядку. Но не просто любовь, а еще и умение его наводить и поддерживать в режиме нон-стоп. Второе условие более трудное. Человек, живущий в атмосфере минимализма, должен быть самодостаточным. Внешние, антуражные вещи заполняют нашу душу и поддерживают ее. Хай-тек для этого не приспособлен. Даже такие новшества, как камины в технологическом стиле, которые уже давно разработаны дизайнерами для привнесения разнообразия в этот, в общем-то, сухой и холодный интерьер, не в силах переломить внутренне присущей ему строгости. Конечно, можно положить на ультрасовременный белый диван правильной геометрической формы пару ярких подушек, расположить на стеклянной полке коллекцию милых сердцу сувениров, а на журнальный столик поставить все, что должно лежать под рукой у отдыхающего в свое удовольствие человека. Никто не осудит вас и за уютный плед, перекинутый через подлокотник стального кресла или длинноворсный ковер на полу гостиной. Просто плодом таких действий будет быстрый и необратимый переход из хай-тека в эклектику. В чем, собственно, нет ничего плохого, кроме потери стилевого единства. Как мы уже говорили, в хай-тек-интерьере не должно быть ни единой лишней или случайной детали. Полное отсутствие украшений компенсируется игрой фактур: бликами света на стекле, блеском стали и полированных поверхностей. Интерьер на грани фантастикиИнтерьер без лишних вещейИнтерьер высоких технологийИнтерьер. Стильная пустота Свет важен для любого интерьера, но для хай-тека он – почти единственная возможность привнесения разнообразия и создания уюта. Кроме основных источников света на потолке (лучше, если они будут предельно яркими), можно вмонтировать в стены и мебель всевозможные светильники, расставить на столах лампы на кронштейнах или подставках. Подсветка может быть в самых неожиданных местах: на уровне пола или в ярусах многоуровневых подвесных потолков. Главное, что следует знать человеку, стремящемуся воплотить у себя в жилище мечту о хайтеке, – добиться можно всего. Но потом с этим придется жить. Текст: Татьяна ХейнФото: СалонИсточник: Собственник
|