Сведущие люди называют стиль «фьюжн» самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии, дизайне интерьера… – в общем, во всём. Это направление вкратце определяют как соединение несоединимого: старого и нового, Востока и Запада, высокого искусства и китча. Звучит, конечно, привлекательно. Стоит, однако, разобраться, что же в этом действительно нового. Английское слово «fusion» переводится как «слияние», или «сплав». Если говорить о внешних формах, то фьюжн предполагает сочетание, казалось бы, несочетаемого (или считавшегося таковым), неординарные решения, выходящие за рамки общепринятого и привычного. В нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн. Профессиональные дизайнеры умело используютвосточные мотивы в современном интерьереСлияние культур, технологий, стилей, мировоззрений и времяпрепровождений – вот он, главный признак современности, истинный дух времени. Судите сами: корейские попгруппы смешивают хипхоп и латиноамериканские ритмы, лондонские бизнеследи разучивают индийские танцы, американский фастфуд предлагает посетителям вьетнамские сэндвичи, а токийские подростки задают тон мировой моде. Глобализация, солидно говорят телевизионные деятели культуры, предлагая видеть в этом уникальную черту нашего времени. Но так ли это? Комбинация старинных и современных вещей даствозможность воспринимать интерьерсовершенно по-разному. Используйте аксессуары, вызывающие трогательные воспоминания. До того, как придумали марки и значки, которые (с тем или иным успехом) способен собирать каждый школьник, коллекции сильных мира сего соединяли в себе самые разнородные предметы. В таких «кунсткамерах» мирно уживались картины Тициана, римские монеты, мраморные статуи с обломанными руками и носами, случайно раскопанные в какомнибудь италийском поместье, и раковины наутилусов, оправленные в серебро. Все эти вещи объединялись разве что представлением об их сопоставимой редкости, а значит – ценности. При этом роскошные, но привычные ренессансные или барочные интерьеры замков в сочетании с древними или заморскими артефактами создавали гораздо более сильный эффект экзотики, нежели подчёркнуто нейтральная обстановка современных музеев. Воистину, ничто не ново под луной. Идём дальше. В благословенные времена королевы Виктории, правившей в Соединённом Королевстве с 1837 по 1901 год, своего рода фьюжн стал если не признаком хорошего тона, то уж, во всяком случае, объективной реальностью. Генералы и чиновники колониальной администрации, служившие в Индии, возвращались домой, нагруженные свёртками индийских шелков, сикхскими саблями и статуэтками Шивы и Парвати. Вся эта ориенталистика размещалась в домах с бархатными портьерами и дубовыми панелями на стенах. Помните особняк Тадеуша Шолто из «Знака четырёх»? Примерно так это и выглядело. Ревнители идеологической чистоты могли сколько угодно ворчать, подобно Киплингу, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. В действительности они сходились, порождая уют и своеобразие викторианского интерьера, где всё было немного «слишком». Слишком много цветов, материалов, предметов, резьбы, витражей… Но не эта ли преувеличенность как раз и спасала викторианский дом от унылой и напыщенной серьёзности, которая так свойственна и предшествовавшему стилю классицизма и последующему модернизму? Бабушкин шкаф, лоскутное одеяло, наброшенное на диван, обитый клечатой тканью, восточный ковер над каминоми масса милых и дорогих хозяевам безделушекМожно вспомнить и Россию: время архитектурной эклектики совпало с территориальной экспансией империи. Индийской романтике англичан в России соответствовала кавказская, времён Лермонтова и БестужеваМарлинского. В дизайне интерьеров это обернулось модой на восточные ковры, которая преспокойно пережила все социальные катаклизмы. Но и профессиональные архитекторы быстро освоили «мавританский» стиль в качестве одной из альтернатив античности. И если в одном и том же доме, а иногда и в квартире, разные помещения оформлялись в разных стилях, то не было ли это предвестием постмодернистской современности? Если же говорить предельно серьёзно, XIX век объединяет с современностью чувство окончания очередной исторической эпохи и необходимость подвести итоги, ничего не забывая и не отрицая. Отсюда идёт желание соединить в одном интерьере как можно больше приёмов из разных стилей и направлений, смешение современности и ретромотивов, новых материалов, холодных технологических вещей и рукотворных, выполненных в единственном экземпляре предметов. В отличие от эклектики, как говорят нам специалисты, фьюжн не просто значительно свободнее соединяет в одном пространстве элементы разных стилевых направлений, но и создаёт на их основе свой новый стиль.
|