Что означает слово «витраж» и используют ли его сейчас? Слово «витраж» происходит от французского vitre и означает «оконное стекло». В древние времена для создания витражей не требовались стекла большого размера. Достаточно было сравнительно небольшие фигурно вырезанные фрагменты соединить свинцовыми переплетами в единую картину. В окнах соборов витражные стекла могли вставляться в каменный переплет, укреплявшийся металлическими деталями. Свет, проникающий сквозь витраж, насыщался цветом, наполнял бликами внутреннее пространство, создавал иллюзию соприкосновения с неземным бытием. Сегодня витражи опять вызывают к жизни, украшая с их помощью интерьеры наших домов. Преломленный витражным стеклом свет заполняет пространство интерьера, создает атмосферу с заданными характеристиками, поскольку витраж - это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении. Витраж это одно из наиболее активных выразительных средств в архитектуре и интерьере. В современных домах витраж чаще всего используют с расчетом не столько на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой распространенной формой было витражное окно, то теперь это потолочные плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Практически нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст. По мнению мастеров, если в оформлении интерьера используются витражи, то облик помещения только выиграет. Например, можно сделать вставки из художественного стекла, чтобы через кухню в ванную комнату поступал естественный свет. Одна сторона элемента остекления будет гармонировать по цвету с интерьером кухни, другая - ванной комнаты. Подобное оформление становится возможным благодаря применению специальной технологии спекания - фьюзингу. Поскольку стекло хорошо «работает» со светом, витражами часто украшают потолочные конструкции. За плафоном обычно размещают светильники, расположенные рядом или на расстоянии друг от друга. Таким образом, композиция дополняется яркими бликами, которые придают помещению праздничный вид. Несколько иначе выглядит круглый плафон с рассеянным светом. Подобный витраж выполняется в технике «Тиффани» из стеклянных пластин различной конфигурации. Опаловое стекло рассеивает искусственный свет наподобие дневного. Художественное стекло широко применяется для оформления дверей и окон. В этом случае витраж для заполнения оконных или дверных проемов подбирается исходя из планировки и оформления всего дома. Например, поместив в оконном проеме витраж с изображением пейзажа, можно «заменить» невзрачную улицу на солнечное морское побережье. В зависимости от времени суток освещение витража, а значит и краски, и настроение изменяются. Я слышал, что устройство витражей с применением художественного стекла может обойтись в кругленькую сумму. Значит, людям со средним доходом витраж недоступен. Художественное стекло - удовольствие дорогое, в зависимости от материалов и сложности работы квадратный метр стоит от 500 до нескольких тысяч долларов. Стекло практически вечно, однако случайный удар способен разрушить уникальное произведение. Чтобы сделать витраж менее хрупким, большие плоскости разделяют на мелкие, помещая их в отдельные «рамки». Существуют и другие способы: витраж можно укрепить латунным профилем, вставить в стеклопакет. Кроме того, применяют технологию изготовления витража на основе акрилового стекла. Однако, по мнению мастеров, искусственные материалы нарушают принцип естественности высокого искусства, к которому относят свою работу художники. Обычно для изготовления витражей применяют цветное, окрашенное в массе промышленным способом стекло, имеющее сертификат качества. Стремление к тому, чтобы сделать витражи доступными для самых разных слоев населения, привело к возникновению нового направления в витражном искусстве технологии накладных витражей. Разработанная в США в середине XX в., технология быстро завоевала популярность благодаря уникальным художественным и конструктивным характеристикам. Хотя она использует новые современные материалы, вся работа по-прежнему выполняется вручную. Принципиальное отличие новой технологии от классической состоит в том, что в качестве основы берется целое полотно стекла, а все элементы витража наносятся на это стекло с двух сторон. Таким образом, появилась возможность резко повысить прочность витража - ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным и даже триплексом, что позволяет шире применять витражи для больших остекленных поверхностей и проемов, для потолочных плафонов и в стеклопакетах любого размера. Часто в накладных витражах используется рифленое структурное стекло, которое помогает создавать оригинальные световые и цветовые эффекты. В качестве раскладок используются свинцовые ленты разной толщины и сечения. В накладном витраже такие ленты не разделяют стеклышки, как это делают раскладки в классическом витраже, а лишь создают его линейный рисунок. Так как эти линии наносятся зеркально с двух сторон стекла, создается впечатление сквозных свинцовых раскладок. Такой витраж можно искусственно «состарить» специальными химическими реагентами. Отличить накладной витраж от классического можно, только подойдя к нему вплотную. Если же витраж вмонтирован в стеклопакет, устанавливается в оконные проемы или в световые плафоны потолка, увидеть разницу практически невозможно. Неоспоримое преимущество накладных витражей состоит в том, что времени на их изготовление идет гораздо меньше, чем на кропотливую работу с классическими, состоящими из сотен фигурных стеклышек. Соответственно и стоимость накладных витражей в три - четыре раза ниже, что делает их доступными для широкой массы заказчиков и позволяет чаще применять их для оформления интерьеров и фасадов.
|