Традиционная венецианская штукатурка - это не только строго определенный состав, но и сложная техника нанесения. Во-первых, покрытие всегда состоит из нескольких тончайших полупрозрачных слоев. Их количество варьируется от 2 до 10, но чем больше слоев, тем заметнее "свечение" штукатурки. Этот оптический эффект получается благодаря световым лучам, отражающимся в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия. Именно глубинное свечение создает впечатление полированного мрамора. Во-вторых, техника нанесения обязательно предполагает заглаживание (запрессовывание) каждого слоя вручную шпателем, теркой, полутерком. Надо сказать, что этот процесс исключительно трудоемкий. Каждый слой выглаживается до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Причем многослойный "сэндвич" из мраморной пыли, связующего и красителей нужно спрессовать до толщины около 1 мм! Мастеру приходится тратить до 50 минут на работу всего с 1 кв. м одного слоя. Усилия при этом прикладываются такие, что инструмент и стена нагреваются. Кроме того, для большей гладкости слои зачищаются наждачной бумагой по всей поверхности. Не обойтись штукатуру и без особых навыков. Скажем, если где-то "ляпнуть" слишком много материала, то при повторном нанесении поверхность в этом месте может отшелушиться. А "венецианка" - тонкий материал, никакими "заплатками" ее не исправить. Однако недюжинная физическая сила, терпение и навыки - далеко не полный перечень требований к мастеру. Штукатур должен обладать талантом художника. Дело в том, что финальный рисунок складывается из наложения мазков последующего слоя на все предыдущие. Поэтому мазки наносятся несимметрично и с промежутками, но в то же время мастеру нужно отчетливо представлять, каким будет конечный результат. А некоторые техники по силам выполнить только профессиональным художникам. Например, классическую фресковую роспись по мокрой минеральной штукатурке. Для этого стена превращается в подобие акварельной бумаги. Штукатурный состав наносится несколько раз, чтобы поверхность стала рыхлой, способной впитать краситель. Количество материала, которое надо уложить на стену, строго определено. Если нанести меньше - "бумага" не будет впитывать. После такой подготовки художник начинает роспись. Фреска создается не одним слоем, а многими. Зная, какой цвет он получит в итоге, художник работает с составляющими этого цвета постепенно, от светлого к темному, он создает на стене настоящее произведение искусства. Сочетание дара художника и современной технологии способно придать помещению поистине эксклюзивный дизайн. Впрочем, отдельные декоративные эффекты создаются меньшими усилиями. Так, первый слой можно накрыть в некоторых местах узорчатым трафаретом и нанести по нему более темный или светлый слой штукатурки. Получается контрастный орнамент. А эффект поверхности, потрескавшейся под гнетом столетий, достигается с помощью интенсивной сушки строительными фенами. При работе с венецианской штукатуркой особые требования предявляются не только к мастеру, но и к его инструменту. Шпатели, терки и полутерки обязательно должны изготавливаться из кованой, полированной, нержавеющей стали. И это не преувеличение. Во время интенсивного натирания обычной сталью на штукатурке остаются мельчайшие частицы металла: их откалывают твердые песчинки мрамора. Из-за таких частиц на покрытии образуются грязные полосы. Температура, при которой можно наносить штукатурку, определяется производителем для каждой марки материала. Обычно устанавливают диапазон от +5 до +35 оС. На деле же в слишком теплом и сухом помещении штукатурка будет сохнуть быстро, что не лучшим образом скажется на процессе карбонизации. Готовое покрытие не потребует затрат на эксплуатацию. Оно неприхотливо и долговечно. Тем не менее, воскированную поверхность не следует мыть абразивными веществами. Лучше протереть чуть влажной губкой. А в помещениях с повышенной влажностью не помешает каждые 1-2 года обновлять восковой слой. В заключение несколько слов о технологиях имитации венецианской штукатурки. "Подвенецианки" отличаются как составом, так и способом нанесения. Это, как правило, покрытия на акриловой и дисперсионной основе. Хотя нередко казаться похожими на мрамор пытаются обычные отделочные краски, образующие глянцевую поверхность. "Подвенецианки" могут быть более прочными, более морозо - и износостойкими, чем штукатурки на минеральной основе. Они легко отмываются от грязи, в меру устойчивы к ультрафиолету. У них симпатичный внешний вид и широкая цветовая гамма. Для их нанесения не требуется множества слоев и трудоемкого заглаживания, а самое главное - они дешевле. Однако, приглядевшись к ним повнимательнее, Вы не увидите характерный мраморный блеск, глубинное свечение, игру света и тени, полупрозрачность, сквозь которую проступает причудливая вязь прожилок? Вы не ощутите дыхания старины, благородство классики, красоту эпохи Возрождения. По материалам www. elitdom. comПо материалам справочника"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 7 за 2007 г.
|